Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Первой общественной средой для маленького ребенка является детский сад, основное назначение которого — социальная адаптация к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых, воспитание ценностного отношения к окружающему: природе, людям, самому себе.
Это сложный период в жизни маленького ребенка, экзамен его психики, здоровья.
С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений – это отсутствие близких, родных людей, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, соблюдение режима дня. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связей и быстрого образования новых.
И некоторые из родителей уже ощутили, что резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Следует помнить, что на характер привыкания к условиям детского сада влияет ряд факторов.
- Во-первых, это возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем легче проходит адаптация.
- Лучше и быстрее адаптируются здоровые, физически крепкие дети.
- Замкнутый способ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, которые тормозят у детей умение вступать в контакт со взрослыми.
- Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых излишне опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого не тренируют способность тормозить свои желания, тяжело усваивает и выполняет правила поведения в детском саду.
Одним словом, причиной возникновения у ребенка, так называемого «адаптационного синдрома» является его психологическая неготовность к выходу из семьи. То есть, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения.
На перемены в жизни дети отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся несмелыми, замкнутыми, вялыми, плаксивыми и неспокойными.
Успешность протекания адаптационного периода у ребёнка находится в тесной взаимосвязи с адаптацией родителей к новым условиям жизни – первым длительным расставанием с малышом.
- Для благополучного протекания адаптации необходимо помнить о взаимосвязи эмоционального состояния мамы и ребёнка. Мама должна знать о том, что её малыш неосознанно идентифицирует своё эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием матери, следовательно, чем более тревожна мама, тем больше вероятность сложного протекания периода адаптации у ребёнка. Рекомендуется прослушивание спокойной музыки, использование позитивных утверждений, направленных на снижение уровня тревоги и постепенное самоуспокоение и т.д.
- Некоторые родители настолько сильно привязаны к своим малышам что, отдав ребёнка в дошкольное учреждение, испытывают сильнейшее чувство вины, словно они бросили своего ребёнка. Конечно, объективно это совсем не так, но чувства родителей порой бывают иррациональны. Важно не подавить, а снизить уровень этой вины, делая упор на то, что в подобных обстоятельствах родители, чувствующие себя виноватыми, не смогут адекватно реагировать на малыша: или они станут излишне заботливыми, стараясь загладить несуществующую вину, или будут чувствовать раздражение или агрессию, что может являться компенсацией чувства вины. Рекомендуется использование позитивных утверждений, направленных на снижение уровня вины.
- Отдавая ребёнка в ясли, родители должны чётко осознавать, по какой причине они это делают. Такое решение может быть связано с необходимостью выходить на работу, с желанием дать ребёнку быстрее освоиться среди сверстников, а могут быть и другие причины.
Преимущества пребывания ребёнка в детском саду:
- Четкое соблюдение режима дня, а соответственно – режима питания, отдыха, сна.
- Развитие у ребёнка самостоятельности, навыков самообслуживания.
- Система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, сенсорных способностей, интеллекта, художественных, музыкальных способностей.
- Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений, постоянное руководство со стороны взрослого.
- Формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать в позиции сотрудничества) и пр.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
— хороший аппетит;
— спокойный сон;
-охотное общение с другими детьми;
— нормальное эмоциональное состояние;