Адаптация дошкольников к условиям детского сада

        

         Первой общественной средой для маленького ребенка является детский сад, основное назначение которого — социальная адаптация к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых, воспитание ценностного отношения к окружающему: природе, людям, самому себе. 

         Это сложный период в жизни маленького ребенка, экзамен его психики, здоровья. 

         С  поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений – это отсутствие близких, родных людей, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей,  соблюдение режима дня.          Приспособление  к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся  раннее связей и быстрого образования новых. 

         И некоторые из родителей уже ощутили, что  резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

        

         Следует помнить, что на характер привыкания к условиям детского сада влияет ряд факторов.

  1. Во-первых, это возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем легче проходит адаптация.
  2. Лучше и быстрее адаптируются здоровые, физически крепкие дети.
  3. Замкнутый способ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, которые тормозят у детей умение вступать в контакт со взрослыми.
  4. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых излишне опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого не тренируют способность тормозить свои желания, тяжело усваивает и выполняет правила поведения в детском саду.

         Одним словом, причиной возникновения у ребенка,  так называемого «адаптационного синдрома» является  его психологическая неготовность к выходу из семьи. То есть, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью,   к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения. 

         На перемены в жизни дети отвечают  реакцией осторожности или протеста: становятся несмелыми, замкнутыми, вялыми, плаксивыми и неспокойными.

         Успешность протекания адаптационного периода у ребёнка находится в тесной взаимосвязи с адаптацией родителей к новым условиям жизни – первым длительным расставанием с малышом.

  1. Для благополучного протекания адаптации необходимо помнить о взаимосвязи эмоционального состояния мамы и ребёнка. Мама должна знать о том, что её малыш неосознанно идентифицирует своё эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием матери, следовательно, чем более тревожна мама, тем больше вероятность сложного протекания периода адаптации у ребёнка      Рекомендуется  прослушивание спокойной музыки,  использование  позитивных утверждений, направленных на снижение уровня тревоги и постепенное самоуспокоение и т.д.
  2. Некоторые родители настолько сильно привязаны к своим малышам что, отдав ребёнка в дошкольное учреждение, испытывают сильнейшее чувство вины, словно они бросили своего ребёнка. Конечно, объективно это совсем не так, но чувства родителей порой бывают иррациональны. Важно не подавить, а снизить уровень этой вины, делая упор на то, что в подобных обстоятельствах родители, чувствующие себя виноватыми, не смогут адекватно реагировать на малыша: или они станут излишне заботливыми, стараясь загладить несуществующую вину, или будут чувствовать раздражение или агрессию, что может являться компенсацией чувства вины. Рекомендуется использование позитивных утверждений, направленных на снижение уровня вины.
  3. Отдавая ребёнка в ясли, родители должны чётко осознавать, по какой причине они это делают. Такое решение может быть связано с необходимостью выходить на работу, с желанием дать ребёнку быстрее освоиться среди сверстников, а могут быть и другие причины.

Преимущества пребывания ребёнка в детском саду:

  1. Четкое соблюдение режима дня, а соответственно – режима питания, отдыха, сна.
  2. Развитие у ребёнка самостоятельности, навыков самообслуживания.
  3. Система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, сенсорных способностей, интеллекта, художественных, музыкальных способностей.
  4. Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений, постоянное руководство со стороны взрослого.
  5. Формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать в позиции сотрудничества) и пр.

 

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

— хороший аппетит;

— спокойный сон;

-охотное общение с другими детьми;

— нормальное эмоциональное состояние;