Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!

Именно в раннем возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы, взрослые. Можно помочь ребенку полюбить труд, а можно и отбить желание. Важно использовать интересные для воспитанников приемы. Детей увлекает игра, соревнования.

В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений: дети вместе со взрослыми протирают полки, поливают и опрыскивают цветы, моют игрушки, прибирают после занятий, собирают веточки на участке, подметают снег. Или собирают листву. Так же необходимо привлекать внимание ребят к трудовым операциям, совершаемые взрослыми, подчеркиваем результат труда (полку помыли, и она стала чистой). Ребята стараются самостоятельно протереть полки, вымыть игрушки и расставить их на полки. И, конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Гуляя по территории детского сада, мы наблюдаем за работой дворника. Предлагаем детям помочь ему, а на своем участке вместе с воспитателем убираем сухие листики, веточки.

Ребята в группе «Гномики» регулярно выполняют различные виды трудовой деятельности.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.