КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение, через определённые двигательные упражнения.
Цель упражнений – создание условий для формирования психических процессов, а также для активизации и стимулирования речевой деятельности.
Одна из наиболее важных задач коррекции речевой деятельности – развитие мелкой и общей моторики, которая реализуется через определённый комплекс двигательных упражнений.
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Как известно, головной мозг состоит из двух полушарий. Когда работа полушарий скоординирована, человек лучше запоминает и обрабатывает информацию, у него лучше развивается речь.
За взаимодействие между полушариями отвечает мозолистое тело, созревание которого начинается в дошкольном возрасте и продолжается до 7 лет у девочек и до 8 — 8.5 лет у мальчиков.
Эти упражнения можно усложнять, например:
— ускорять темп выполнения движений;
— выполнять упражнения с легко прикушенным языком, с закрытыми глазами, одновременно с прикушенным языком и закрытыми глазами (таким образом, мы исключаем речевой и зрительный контроль);
— подключать движения глаз (совершать движения вправо-влево, или вверх-вниз, или круговые движения) и языка (высунув язык, водить им вправо-влево) к движениям рук;
— подключать дыхательные упражнения.
1.Упражнение «Коза рогатая»

Указательный палец и мизинец вытянуты вперед,
остальные сжаты (поочередно каждой рукой. А затем двумя руками вместе).
2.Упражнение «Ушки зайчика».

Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак поочередно каждой рукой. А затем двумя руками вместе).
3.Упражнение «Кольцо».

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец). Упражнение повторяется в прямом и обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
4.Упражнение «Очки»
Упражнение выполняем двумя руками.

5.Упражнение «Пальчики здороваются»
Поочередно касание подушечками пальцев руки, затем одноименно пальцами
обеих рук. Упражнение выполняем двумя руками.

6.Упражнение «Игра на пианино»
Поочередно касание подушечками пальцев рук по твердой поверхности, начиная с большого пальца, затем выполняем поочередное касание начиная с мизинца и до большого пальца. (поочередно каждой рукой. А затем двумя руками вместе).

7.Упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Изменение положения кистей рук
Поочередно каждой рукой. А затем двумя руками вместе).

8 Упражнение «Лягушка»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак. Другая – на плоскости стола (ладошка). Задание – это изменять положения рук.

9.Упражнение «Гусь – курица – петух»
Нужно последовательно изменять положения рук.
«Гусь» Ладонь согнута под прямым углом, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
«Курица» Ладонь немного согнуть. Указательный палец опирается на большой.
Остальные прижаты друг к другу в полусогнутом положении.
«Петух». Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой.
Остальные пальцы подняты вверх – это «гребень».

10.Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.
Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши, изменить положении рук с
точностью до наоборот.