Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность. Важно понаблюдать за ребенком, разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей и помочь ребенку исправить поведение и адаптироваться в обществе.
1 причина. Ребёнок устанавливает границы в отношениях
Когда ребенок ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.
Рекомендации: помогайте ребёнку выстраивать отношения с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения.
Ведь изначально побуждения каждого ребенка положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать себя и другого.
Пример комментария взрослого. Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо.
Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.
2 причина. Ребёнок хочет чувствовать, что он существует
Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.
Рекомендации:
подберите для детей игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.
3 причина. Ребёнок конкурирует за внимание взрослого
Если ребенок царапает других детей, то причиной может быть конкуренция за внимание взрослого. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.
Рекомендации: дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и царапаться для этого ему необязательно. Важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто улыбнитесь.
Подмечайте вслух его положительные качества.
4 причина. Ребёнок пытается сплотить семью
Когда ребенок царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усиливается. Он хочет, чтобы родители отреагировали. А когда мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив.
Рекомендации: обратите внимание на то, что происходит в семье.
Переживаете ли вы, что семья может распасться? Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Возможно, вы обратитесь к психологу. Он выстроит открытый диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших отношений.
5 причина. Ребёнок переживает кризис в семье
Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменения в семье.
Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.
Рекомендации: в вашей семье произошли какие-то изменения, и привычный образ жизни изменился (смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события).
Если да, то проанализируйте ситуацию и, если необходимо, обратитесь за помощью к специалисту.
Общие рекомендации: не критикуйте ребёнка, а отмечайте неправильный поступок. Избегайте ярлыков: «плохой», «агрессивный», «плакса», «неуклюжий», «неряха» и т.д. Это формирует низкую самооценку, которая усиливает сложности во взаимоотношениях. Ребёнок может заболеть, начать врать или злиться на другого, на фоне которого становится для всех плохим.
Помогайте ребёнку воспринимать себя как хорошего. Обращайте внимание на его поступки, которые помогают понять, к чему ведут его действия в отношениях с окружающими. Пусть ребёнок чувствует, что вы его понимаете, помогаете ему испытывать положительные чувства и тем самым помогаете становиться успешнее.

Совет психолога Н.И.Луковникова