Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.
Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
— Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
— Выходя над дорожным знаком «Пешеходный переход» на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
— Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
— Переходите дорогу только в местах, обозначенных
— Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
— Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
— Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев
предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
— Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.
1 Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2 Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3 Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная
территория – место для игр).
4 Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития,как:
• незрелость;
• неспособность правильно оценивать обстановку;
• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
• стремление подражать взрослым;
• переоценка своих возможностей;
• специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Главная причина,из-за которой дети попадают под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения.
Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно
осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
1 Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
2 Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках, представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.
Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.- Придерживайтесь правой стороны.
— Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
— Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
— Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
— Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
— Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
— Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
— Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги.
Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
— Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
— Не стойте с ребенком на краю тротуара.
— Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к
повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
— Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно
движется по инерции.
При переходе проезжей части
— Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
— Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
— Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
— Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
— Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
— Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
— Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
— При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
— Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
— Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
— Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
— Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).