Каждый ребенок уже с рождения является уникальной личностью, также как и мир окружающий его, тоже уникален и не повторим. Познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать желаемое, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции, чувства, отношение к окружающему миру в рисунке.
Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: – снимает детские страхи;
– увеличивает уверенность в своих силах;
– формирует пространственное мышление;
– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
– знакомит с разными материалами; – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;
– развивает мелкую моторику рук;
– развивает творческие способности, воображение и воображение.
– формируется эстетическое восприятие.

Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:
– бумага разной формы и размера, цвета;
– краски разного вида;
– кисти разного размера; кисти из щетины;
– восковые и цветные мелки;
– маркеры, фломастеры, тестеры;
– простые и цветные карандаши;
– графитный карандаш, уголь, свечи и др.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:
– рисование пальчиками;
– оттиск печатками из картофеля;
– рисование ладошками ;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
– тычок жесткой полусухой кистью.
– печать поролоном;
– печать пробками;
– восковые мелки + акварель;
– свеча + акварель;
– отпечатки листьев;
– рисунки из ладошки;
– рисование ватными палочками;
– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
– рисование песком;
– рисование мыльными пузырями;
– рисование мятой бумагой;
– кляксография с трубочкой;
– монотипия пейзажная;
– печать по трафарету;
– монотипия предметная;
– кляксография обычная;
– пластилинография .

Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо всестороннее приобщение к изобразительной деятельности. Актуальность использования нетрадиционных техник рисования, заключается как в одном из эффективных путей развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет повысить показатели уровня развития творческих способностей у дошкольников; тематика детских рисунков становится более разнообразной; способствуют формированию таких черт творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.