«ПРОдетей»
24 ноября в детском саду № 10 «Дюймовочка» прошел городской практико-ориентированный семинар. Педагоги дошкольного учреждения поделились с коллегами из других организаций опытом инновационной деятельности по применению подходов, методик и технологий «ПРОдетей».
В 2021 году заведующий детским садом Виктория Журавлева стала победителем всероссийского конкурса им. Выготского в области образования, благодаря чему педагогам удалось освоить новые формы обучения и воспитания. На сегодняшний день дошкольное учреждение являясь Федеральной инновационной площадкой, успешно внедряет методики образовательной программы «ПРОдетей» в свою деятельность и решило поделиться результатами работы на профессиональной встрече.
С традиционными докладами об особенностях и принципах программы «ПРОдетей» перед педагогическим сообществом выступили Виктория Анатольевна и заместитель по воспитательно-методической работе Наталья Чурбанова.
— Методики данной программы направлены на личностное, индивидуальное развитие детей, на раскрытие их талантов. Воспитатель выполняет здесь поддерживающую функцию: сначала сопровождает ребенка на всех этапах изучения и познания, а затем отходит на позицию рядом, когда подсказывает, направляет, но не мешает. Таким ненавязчивым, интересным, свободным способом малыш учится рисовать, лепить, читать, общаться со сверстниками и взаимодействовать с окружающим миром. Это помогает подготовить его к школе и более сложной учебной нагрузке, — рассказала Наталья Александровна.
Методики и технологии «ПРОдетей» рассчитаны на детей от 3 до 8 лет, однако некоторые из них легко адаптировать для занятий с дошкольниками более младшего возраста. Все зависит от желания и пытливости самого педагога.
В формате «Экспресс-мастерские» воспитатели «Дюймовочки» познакомили коллег и руководителей из других садов.
Небольшими группами по три-четыре человека педагоги перемещались от одной мастерской к другой и в течение нескольких минут слушали о том, как правильно применять ту или иную методику и как она помогает развиваться детям.
Например, о методе планирования работы в центрах активности рассказала воспитатель Татьяна Волкова:
— Данная методика протекает через весь день. Сначала ребенок с ней сталкивается на утреннем круге, где ставит для себя интересные цели и задачи, которые он хочет выполнить до вечера. В течение дня он выполняет свой план, а на вечернем круге уже анализирует свои действия и высказывает пожелания на следующий день. Обучение планированию развивает у малышей самодисциплину и самоконтроль, учит решать конфликтные ситуации, находить компромисс и договариваться и, конечно же, с самого раннего возраста воспитывает в детях такие качества, как организованность, ответственность, а также умение грамотно распоряжаться своим временем.
После теоретической части наступил демонстрационный блок семинара -игровое интегративное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Как козленок маму искал». Педагогам предлагалось понаблюдать, как ребята примут участие в сюжетной игре-бродилке, которая представляла собой путешествие по волшебному миру в сопровождении сказочных героев. Дошколята передвигались от одной станции к другой и проходили через различные испытания, показывая тем самым, как на практике реализуются методики «Линейного календаря», «Волшебной лупы» или «Модели письма». Развивающие задания дополнялись творческими номерами дошколят.
Особую роль в реализации инновационных подходов, методик и технологий «ПРОдетей» педагоги «Дюймовочки» отводят родителям, когда на уровне партнерских отношений те становятся первыми помощниками воспитателей в организации образовательного процесса. Благодаря такой слаженной работе в семьях воспитанников появились новые традиции «Семейный календарь» и «Сочиним загадку вместе». А в рамках семинара был представлен гостям продукт совместного творчества воспитателей, мам и воспитанниц группы №11 «Звездочки» хороводный танец «Русский платок».
Методики и технологии программы «ПРОдетей» — это отличная возможность уйти от традиционных, четко спланированных и скучных занятий, к занимательной деятельности по интересам, где центральной фигурой, задающей вектор индивидуального развития, выступает сам ребенок. При этом применение инновационных технологий и методик позитивно сказывается не только на детях, но и на воспитателях, которые благодаря изучению нового повышают свою квалификацию и осваивают новые профессиональные навыки.
Встреча прошла продуктивно. Педагоги «Дюймовочки» смогли поделиться своим опытом и наработками с представителями других образовательных организаций, а те, в свою очередь, взяли на вооружение нестандартные и эффективные подходы к обучению дошкольников.