Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основными усилиями коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры. К сожалению, многие из родителей не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим, в семьях нередко возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют его полноценному развитию. Задача дошкольного учреждения – помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Существует достаточное количество форм работы с родителями. Сегодня мы поговорим о родительских собраниях.
Родительское собрание – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
Родительское собрание – это форма работы группы людей (родителей), объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, и развития детей.
Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. В силу ряда причин не все родители посещают собрания, поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей, т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением?
Прежде всего, необходима комфортная, непринужденная обстановка, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания. Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания: вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
собрание должно быть целенаправленным;
отвечать запросам и интересам родителей;
иметь четко обозначенный практический характер;
проводиться в форме диалога;
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
Подготовка конкурсов, выставок.
Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
Подготовка наглядного материала по теме собрания.
Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям благодарственные письма от администрации ДОУ.
Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.
В процессе родительского собрания реализуется несколько целей: организация родительского коллектива, управление воспитательно–образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.
Как правило, собрание состоит из 3 частей: вводной, основной и разное. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания.
Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графики и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации.
Рекомендуется чаще использовать на родительских собраниях выступления самих родителей, они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив, формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе. В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни детей группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать видео запись с занятия или из беседы с детьми.
Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.
В ходе собрания необходимо избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.
В третьей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом.
Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос, выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.
В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.