Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому от педагогов и родителей зависит воспитание физически здоровых и крепких детей.
Большое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Дети, систематически занимающиеся физической культурой, отличаются активностью, жизнерадостностью, бодростью духа и хорошей работоспособностью.
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Главная задача физического воспитания детей на моих занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и
активного отдыха.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного возрастного этапа к другому. При этом
особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных умений и навыков, формирование которых обуславливается возрастными и индивидуальными особенностями развития.
Физическое воспитание детей в возрасте трех-четырех лет имеет свои особенности. Прежде всего дошкольники продолжают осваивать основные движения они с удовольствием бегают, стремятся пройти по бордюру, перепрыгивают через лужи, перешагивают через препятствия, наступают на кочки. Их движения становятся более скоординированными. Некоторые дети в младшем дошкольном возрасте осваивают трехколесный самокат и велосипед, отталкиваются ногами на машинках-каталках. У детей растет потребность в новых и разнообразных движениях, расширяется их двигательный опыт.
Родители должны поощрять стремления детей к двигательной активности: обязательны ежедневные прогулки;
— следует соблюдать оптимальный двигательный режим;
— на прогулках можно организовывать подвижные игры.
В младшем дошкольном возрасте мы наблюдаем кризис трех лет, который проявляется в возросшем стремлении к самостоятельности.
Ребенок зачастую становится своенравным, капризным, упрямым. Малыш в этом возрасте часто говорит: «Я сам», «Я уже большой». Если взрослый уважительно относится к малышу, терпелив к его негативным проявлениям, то ребенок большей частью вступает в новый для него период своей жизни безболезненно. Теперь ребенок осознает себя, он может вспомнить некоторые события из своего прошлого. Он наблюдает, делает выводы, развивается его мышление, речь.
Все это необходимо учитывать при организации физического воспитания в детском саду.
В адаптационный период, когда дети только приходят в детский сад занятия физической культурой имеют свои особенности.
Как правило, организовывать занятия физической культурой лучше всего в игровой, сюжетной форме. На занятия к детям может прийти сказочный персонаж: зайчик, мишка, перчаточная кукла, которая пригласит детей в зал, проведет занятие, предложит ту или иную игру.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.