Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш
исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве.
Если внимательно наблюдать за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры
маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения.
Вот машина, малыш ее покатает или погрузит в нее кубики, и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ними так, как этот предмет требует или как показала мама. Малыш видит своего любимого мишку, сажает его вместе с собой за стол, пытаясь накормить игрушку настоящей кашей или овощным пюре. А потом укладывает его спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением моет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем. Малыш буквально прикован к окружающим его предметам, а возможность реально действовать вдохновляет его на новые и
Между тем в таких реалистичных играх нет, нет, да и появляются элементы фантазии, игры «понарошку», «как будто». Такая игра с элементами воображаемой ситуации была названа символической игрой. Символическая игра для малышей второго года жизни не является основной. Главной, ведущей эта игра станет к дошкольному возрасту, а на втором и третьем году жизни ребенка мы можем наблюдать только некоторые ее элементы.
Следующий шаг в развитии символической игры малыш совершит тогда, когда начнет, подражая маме, кормить мишку из игрушечной ложки, зачерпывая воображаемую кашу или суп из игрушечной тарелки, а потом будет укладывать куклу в коробку – кровать. Теперь ребенок действует в игре
и на основе своего личного реального опыта и элементов воображаемой ситуации. При этом фокус его фантазийных игр смещается с него самого на окружающие его предметы и игрушки.
В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет- заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно — отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за
столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных
воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно также к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя.
Кроме игры, важным фактором развития ребенка второго – третьего года жизни является его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. Сначала он осваивает умение ориентироваться в двух величинах предметов, учится различать большие и маленькие игрушки и предметы, потом осваиваетумение различать объемные геометрические фигуры, а затем знакомится с цветом. Учится подбирать предметы одинаковые по цвету и только потом называть основные их цвета. В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов, у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем свои каракули.
Рассмотрим некоторые общие условия, способствующие процессу развития ребенка.
Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а, с другой, — с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.
Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы; жизнью птиц, животных; занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, чем интереснее будет поездка на машине, поезде, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления, и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему. Одним из способов переработки впечатлений, принятых в обществе, является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание
фотографии с этим событием в семейном альбоме. Другим способом, может стать рисунок, аппликация.
Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности. Необходимо в условиях дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша
элементами экспериментирования. Не маловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры. Важно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.
Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой — послужит столом или стулом для зайчика, в третьей – табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой- гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом
и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игрумалыша, сделают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой богатятся представления ребенка, произойдет «запуск» фантазии и воображения – главных составляющих любой детской деятельности.
Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания и активной речи малыша создаст благоприятную основу для развития и совершенствования психической деятельности ребенка в дальнейшем.
Какое поведение ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет может говорить о необходимости консультации у невролога, педагога или психолога службы ранней помощи:
О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка может говорить отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда малыш играет только с одной конкретной машинкой, куклой, зайцем.
Запаздывание малыша в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании, а также задержка в развитии речи должна вас насторожить. Запаздывание более чем на два возрастных срока, по сравнению с нормативными показателями развития, говорит о задержке психического развития у ребенка.
Помните, что наиболее важными и информативными показателями второго и третьего года жизни ребенка являются развитие игры и речи.
В игровой деятельности малыша обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами. Вас должны насторожить нелепые, странные действия малыша с предметами, те действия, которые в самой игрушке не заложены.
Обратите внимание на характер действий малыша с игрушками. Если ребенок со всеми или многими игрушками действует одинаково: берет, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и другое – это один из тревожных признаков. Если у малыша третьего года жизни в игре присутствуют только предметные действия:
малыш любит все открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать – убирать и многое другое, однако совсем нет сюжетных действий с игрушками: не качает, не кормит, не поит, не возит, не причесывает, не строит и т.д. – то подобное поведение тоже вас должно насторожить.
Какое речевое поведение ребенка требует консультации логопеда:
отсутствие потребности в речевом общении, «ускользание» от телесного, визуального и речевого контакта с близким взрослым;
длительное «застревание» на доречевой стадии, на стадии лепета;
позднее появление первых слов и длительное пребывание на этой стадии, (ребенок длительное время, более 6 месяцев, ничего не прибавляет в своем словарном запасе, не учит новые слова и общается с родителями только при помощи нескольких (5-10 слов) первых слов);
неумение понять фразу из 2-3 слов, хорошо знакомых ребенку по отдельности, вне ситуации общения или без использования подсказывающих жестов или действий со стороны взрослого;
позднее появление глаголов и других «опорных слов», с которыми связано, в дальнейшем речевом развитии, формирование первых двухсловных высказываний ребенка (типа «дай сый»- дай сыр или «исе сыя» — еще сыра и т.п.), и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;
длительное эхолалическое (ребенок как эхо повторяет слово за взрослым, в самостоятельной речи данное слово он может употреблять) повторение за взрослым нового слова или фрагмента фразы, без умения самостоятельно использовать их в коммуникации;
копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.
Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов.Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития малыша.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»