Моя картотека упражнений и забав для детских пальчиков заполнена до предела, поскольку я, пройдя обучение вопросу организации инклюзивного образования для особенных деток, поняла, какое огромное значение имеет тренировка кистей и пальцев в коррекционной работе с такими ребятами. Стоит сказать, без преувеличения, развивая пальцы, малыши на глазах становятся более восприимчивыми к обучению.
Детки вообще не должны осознавать, что во время таких игр они чему-то учатся, не стоит объяснять то большое значение, которое имеют эти забавы для мозга. Просто играйте. Как только почувствуете малейший намек на усталость, безразличие, останавливайте забаву. А в случае, если малыш вообще не желает упражнять «персты», раздражается, испытывает боль – это тревожные сигналы, обратитесь к неврологу.
Для начала предлагаем деткам воспроизвести простые манипуляции, которые подготовят и мозг, и пальцы ребяток дошкольного возраста к дальнейшим тренировкам.
Итак, сначала делаем «человечка», знаете, как? Указательным и средним «перстом» шагаем по столу. Хотя это простое задание для нас, оно может оказаться сложным для малышей, которые имеют проблемы с опорно- двигательным аппаратом, небольшую умственную отсталость.
Предложите в таком случае пальчикам сперва познакомиться: подушечкой указательного пальчика «здороваемся» с подушечками других.
Хорошо дается малышам младшей группы дерево: ручонка, согнутая в локтике, ставится на стол, а растопыренная кисть «колышется на ветру», то есть, поворачивается вправо-влево. Интересный также слоник: ладошка вниз, пальчики согнуты, вроде мячик удерживаем, ставим кисть на
поверхность. Средний палец выдвинут, как хобот слоника. И так «ходим» по столу.
Теперь очередь за рифмовками для пальчиковых игр. Возможно, ребятам с ограничениями по здоровью уместно к ним приступать в средней группе, но это, конечно индивидуально. К описанию и стишкам я подобрала картинки, без них сложно понять, как сложить из пальцев «фигуру».
Иллюстрации сразу признаюсь не мои, они из Интернета.
Начнем с самых простых заданий:
 «Домик» – сложили ладошки как в молитве, но не забыли, что средний пальчик у нас дымарь. «Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел» – в принципе, любое двустишье по теме
сгодится.
»Очки» – или бинокль, это всем известная игра: «Бабушка очки надела, вот и внучку разглядела».
 «Шарик» – сначала ладони сомкнуты, а затем постепенно «надувается» шарик, ладони раздвигаются, но пальцы противоположных рук соприкасаются. «Надуваем быстро шарик – он
становится большой».
Ребята среднего и старшего возраста достаточно успели натренировать пальчики, чтобы осилить более замысловатые «фигуры». Теперь требуется больше фантазии, чтобы увидеть в сложенных определенным образом пальцах зверька или предмет. Наша цель – научиться точно по образцу
складывать пальчики и удерживать их в таком положении. Кроме того, можно поиграть в коротенькую сюжетную игру с «ручными» животными или птицей.
Допустим, мышка убегает от кота, издавая характерные звуки, в корзинку складываем собранные «ягоды», «грибки». «Курочка» и «петушок» клюют зернышки и т.п. При этом происходит параллельное развитие речи и моторики. Можно найти в Интернете хорошие видео с целыми
театральными представлениями такого рода.
»Кот и пес» – под стишок работают обе ручки, насколько это возможно: «Наша кошка из окошка наблюдает за дорожкой. Там гуляет очень злой – пес лохматый и большой». Одна ручка
изображает котика, вторая – собачку.
 «Транспорт»: Называть я транспорт буду (ребрами ладоней «ездим» по столу туда- сюда)
Поезд, лодка, самолет (поезд – ладонь с оттопыренным большим пальцем и рука до локтя «едет» по рельсам (столу), лодку знаем, самолет – прямые ладони рядом, большие пальцы соединяем крест
на крест, как птицу делаем)
И автобус не забуду (две сложенные ладони вместе «едут» по столу)
И машину-вездеход! (одна рука сложенная в знак «о’кей» и вторая, ставим руки колечками вниз на стол, пальцы обеих рук переплетаем, получается два колеса и платформа)