Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.
К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, во-влечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность.
Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Развитие психических процессов в 5-6 лет .
Восприятие цвета, формы и величины, строения предметов продолжает совершенствоваться. Происходит систематизация представлений детей.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Объём внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.
Память. Начинает формироваться произвольная память. Ребёнок способен при помощи образно- зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объём слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Мышление. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Кроме того совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребёнка проявляется в игре, где он действует очень увлечённо. Развитие воображения даёт возможность детям сочинять достаточно оригинальные и последовательные истории. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активации.
Речь. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика.
Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.