Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, чем в общении со взрослыми.
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Нередко, однако, приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста не умеет играть, у них плохо развита речь.
Одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности. Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Игра таких детей индивидуальна.
Поэтому в работе воспитателей необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: уметь использовать для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания и т.д.
К речевым играм следует отнести: подвижные игры с речевым сопровождением, русские народные игры, игры хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные, игры- драматизации, игры — потешки с пальчиками и др.
На индивидуальных занятиях по развитию речи взрослый чаще всего выступает в роли организатора игры, так как может исполнить главную роль в игре, объяснить постановку правил поведения в игре; дать совет, напоминание, создавать воображаемые ситуации. В свою очередь дети станут разнообразнее и сложнее выбирать сюжеты игр, комбинировать события и роли.
На индивидуальных занятиях используются разнообразные формы работы, методы и приёмы с детьми. Рассматривание с детьми иллюстраций, серий картинок, беседы по их содержанию, играя в игры и обогащая, и расширяя активный словарь — «предметов, действий и признаков», разговаривая с ними о прочитанном, тем самым усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм.
Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы разговаривают с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляют их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для
окружающих выразить свои мысли. С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам, действиям изображаемых людей.
В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи. Происходит формирование речевой коммуникативной компетентности дошкольников, которая реализуется в различных видах деятельности. В том числе и в игровой, в процессе которой дети реализуют полученные речевые навыки и умения опираясь на накопленные знания.
Результатом такой работы будут выявлены положительные изменения: повышение интереса к игровым уголкам, улучшение эмоционального настроения в коллективе, содержательнее станут сюжетно — ролевые игры между детьми, речевая активность детей возрастёт, т.к. всё чаще дети
вступают в разговор, поддерживают беседу, делятся своими переживаниями.