Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают логопеды и дошкольные педагоги, зачастую, если ребенок имеет плохой фонематический слух, не способен различать различные слоги, путает их в своей речи, то это отражается и на письме ребенка. То есть, когда ребенок начинает писать, то делает те же ошибки, что делал до того в речи. Потому так важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит.
Этапы развития фонематического слуха
Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов.
Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. (Кстати говоря, самыми сложными для восприятия детей оказываются шипящие и свистящие звуки, именно они узнаются детьми в последнюю очередь.)
Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
Для проведения таких игр вам потребуется минимум наглядного материала, так большинство фонематических игр — это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки.
Игра «Рифмы» учимся подбирать рифмы
гармошка, а ты мне…(картошка),
рубашку, ты видишь…(букашку),
корзину, купил ты…(картину).
баран-…(барабан),
ползёт муравей — летит…(воробей).
«Смотри, не ошибись!»
Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать…»
Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза».
Варьируйте упражнение с другими слогами.
«Как мишутку говорить учили»
Расскажите ребенку, что ему нужно помочь медведице научить медвежонка правильно говорить слова. «Собирает медведица сына на прогулку и спрашивает, как его одежда называется, а тот отвечает: «Шарфиик, шапкаа, вареежки, валеенки». Медведицасердится: «Все не так назвал, безобразник!» А как же надо? Произноси со мной слова так, чтобы голос сильнее звучал вначале слова: «Шаарфик, ваарежки, вааленки». Молодец! А теперь давай научим медвежонка говорить правильно».
Задания на развитие фонематического слуха следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ученика фонематические навыки.
«Смотри, не ошибись!»
Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые
начинаются на слог «СА». Ребенок предлагает: «самокат, сапоги, сад…»
Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «СА»: «оса, коса, колбаса».
Варьируйте упражнение с другими слогами.
«Подбери слово!»
Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук, говорим слово «ананас», последний звук в слове «С» , надо подобрать слово, чтобы первый звук был «с»(стакан или слон) и дальше игра продолжается.
«Поймай звук»
Игра на выделение звука на фоне слова.
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [р] — “рот”, “зонт”, “рама”, “рак”, “корова”) . Можно играть с другими звуками.
«Какой звук есть во всех словах?»
Родитель произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один одинаковый звук: жук, жаба, лыжи – «ж» или шуба, кошка, мышь — «ш», и спрашивает у ребенка, какой одинаковый звук есть во всех этих словах, ребенок называет данный звук.
Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ребенка фонематические навыки. Удачи!
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная деятельность
- Безопасность
- Охрана труда
- Музей «Русская изба»