Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении.
К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша. У детей данного возраста совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность.
Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).
Отдавая своего ребенка в дошкольное учреждение, Вы все надеетесь на воспитателя, надеетесь на полноценное развитие личности Вашего чада, но, к сожалению, родители часто забывают, что совместно проведенное время с ребенком в домашних стенах, иногда дает больше положительных эмоций для дальнейшего развития ребенка.
Ребенок, с которым родители дома в выходные дни проводят совместные игры, что-то изобретают, читают, экспериментируют, он более уверен в себе, более активен, эмоционален.
Часто родители задают вопросы, а чем заниматься с ребенком дома? Мы хотим Вам предложить серию маршрутов выходного дня, и сегодня это будет работа с ножницами.
Что такое ножницы, это инструмент не просто для вырезывания, этот инструмент способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи ребенка. Важно понимать, что для ребенка это довольно сложный процесс. Поэтому ребёнок, столкнувшись с трудностями, может легко бросить эту затею.
О том, как облегчить процесс обучения данному навыку, и не растерять на этом пути интерес ребёнка, вы прочитаете ниже.
1 Выбираем качественные ножницы. Ножницы для детей должны иметь закруглённые концы, чтобы при неосторожных движениях ребёнок не сделал себе больно.
Независимо от возраста ребёнка, следует обговорить с ним правила передачи ножниц друг другу: ножницы передаются закрытыми, держа их за лезвия, вперёд кольцами.
Желательно, чтобы ножницы были единого цвета, без рисунков, отпечатков и т. д. Все эти элементы только отвлекают внимание ребёнка и утомляют глаза, которые должны быть сфокусированы на линии разреза. Ведь сам процесс вырезания довольно увлекательный и в нём самом достаточно разнообразия.
2 Переходим к практике. Итак, посадите ребенка на колени, чтобы быстро помочь ему открыть ножницы и вставить в них бумагу. Теперь вкладываем ножницы в руку ребенка таким образом, чтобы большой палец смотрел вверх, а безымянный и мизинец упирались в ладонь. Если даже с первого раза ничего не получается, старайтесь хвалить ребенка.
Выберите для начала более плотную бумагу или тонкий картон. Отлично подойдут обложки из журналов. Они толще обычной бумаги, яркие и легко режутся, поэтому с большей вероятностью гарантируют успешность «первых шагов».
3 Развиваем навык работы с ножницами постепенно. Чтобы процесс обучения сделать увлекательным, предложите ребёнку интересные задания. Начните с самых простых и постепенно поднимайте уровень сложности. Заранее сделайте заготовки: приготовьте тонкие полоски бумаги, чтобы ребёнок смог их разрезать поперёк за один раз.
Пусть попрактикуется на них для начала, затем уже можно давать другие материалы, например: картон, гофрированную бумагу, крафт-бумагу, трубочки для сока, на разных по цвету карточках нарисуйте самые разнообразные линии: прямые, косые, волнистые, зиг-заги.
Немного сложнее задача – научиться вырезать различные фигуры: круг, квадрат или сердце и по спирали. И, наконец, самое сложное – освоить вырезание более сложных форм. Это могут быть силуэты из газет, какие-нибудь картинки или просто рисунки ребёнка. Для начала вы можете обвести такой рисунок толстой чёрной линией, а через некоторое время и вовсе отказаться от такой помощи ребёнку.
4 Помогаем детям полюбить ножницы
Не все дети любят и хотят пользоваться ножницами. Это связано со многими причинами. Наиболее часто с трудностями сталкиваются дети с перекрёстной (неопределённой) латерализацией, нарушением зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Они режут слишком быстро, игнорируют линию, рвут бумагу, не могут маневрировать ножницами и бумагой. В таких случаях более взрослому ребёнку уже скучно возвращаться к упражнениям начального уровня, поэтому вам придётся использовать другие способы, придумывать интересные и увлекательные занятия:
— используйте светлую бумагу с чёткими контрастными линиями (отсутствие контрастности и многочисленные линии мешают ребёнку сосредоточиться);
— обводите линии разреза маркером; используйте в течение некоторого времени специальные ножницы с двойной ручкой, которые позволяют родителю принимать участие в резке.
Уважаемые родители, запомните, полноценное развитие ребенка происходит не только, когда он посещает дошкольное учреждение, но и когда находится в домашней среде, среде эмоционально позитивного настроя, а все потому что мама и папа рядом!
Группа № 3 «Непоседы» воспитатель Волкова Т.Г.