При разработке раздела программы «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми» особо учитывается состояние слуха детей. В группу компенсирующей направленности поступают дети с IVстепенью тугоухости в состоянии после кохлеарной имплантации (КИ). В настоящее время кохлеарная имплантация является эффективным, безопасным методом медико-педагогической слухоречевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха и глухотой. Современные высокие технологии кохлеарного протезирования и правильно организованная слухоречевая реабилитация предоставляют реальную возможность людям со значительной потерей слуха и глухотой полностью восстановить слуховое восприятие.
Раннее (с первых месяцев) выявление нарушения слуха, адекватное
слухопротезирование и проведение систематической коррекционной работы, а также демократические изменения в стране приводят к тому, чточасть детей, даже со значительным снижением слуха может уже в дошкольном возрасте по уровню психофизического и речевого развития сблизиться с нормально слышащими детьми, и в дальнейшем воспитывается и обучается в условиях интеграции.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется программой «Общение» Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией Э.И.Леонгард. Программа для слабослышащих детей в своей основе имеет те же разделы, что и программа для нормально слышащих детей. Эти разделы совпадают с соответствующими разделами «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», отличаясь лишь объемом требований на первых годах обучения и объемом словаря детей.
Цель коррекционно-развивающей работы- создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ОВЗ (слабослышащим детям).
Задачикоррекционно-развивающей работы:
Организация коррекционно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей с ОВЗ;
Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии слабослышащих детей;
Организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных возможностей;
Обеспечение социальной адаптации слабослышащих детей: становление способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности.
Включение слабослышащих детей в среду слышащих сверстников, посредством интегративного процесса;
Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами для обеспечения полноценного развития детей;
Взаимодействие специалистов ДОУ, направленного на интеграцию областей знаний во все виды детской деятельности;
Оказание консультативной и методической помощи семьям слабослышащих детей, в том числе родителям неорганизованных слабослышащих детей по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Обеспечение задач дошкольного образования детей с нарушениями слуха возможно лишь при построении системы коррекционного воспитания и обучения, ориентирующейся на закономерности развития детей дошкольного возраста и учет специфических потребностей, обусловленных влиянием нарушения слуха на развитие ребенка. Система коррекционно-педагогической работы с слабослышащими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач.
Содержание коррекционно-педагогической работы в совокупности позволяет обеспечитьразностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: физическое, социальное умственное, речевое, эстетическое.
Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом включают специфические образовательные нужды, реализация которых направлена на преодоление последствий дефекта слуха:
— развитие средств коммуникации;
— формирование словесной речи как средства общения;
— развитие слуховой функции;
— формирование произносительной стороны речи.
Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада, в нашем детском саду создана компенсирующая группа для детей с нарушениями речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз Дизартрия).
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда,
специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.
Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.
Компенсирующая группа представляет собой «сказочную страну», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.
Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем — логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие мелкой моторики и координации движений;
Обогащение словарного запаса;
Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
Формирование грамматического строя речи;
Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
Обучение грамоте.
Изучив множество различных методик, предложений, мы разработали методические рекомендации и пособия для воспитателей по использованию артикуляционной гимнастики в детском саду, куда вошли:
— требования к выполнению артикуляционной гимнастики;
— «Сказки о Веселом Язычке», стихи для артикуляционной гимнастики, различные веселые истории и приключения Язычка;
— упражнения для губ, динамические, статические упражнения для языка (с описанием положения артикуляционных органов при выполнении этих упражнений);
— комплексы артикуляционных упражнений для основных групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных. Со всеми этими материалами воспитатели, были ознакомлены на педагогическом совете, для них проводились консультации и для родителей проводились общие и индивидуальные консультации.
Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами работы с детьми.
Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные занятия учителя — логопеда и инструктора по физической культуре.
Объединяются две образовательные области: «физическое развитие» и «речевое развитие». Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.