Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, — уникальный период в жизни человека.
Так в чём же его необыкновенность?
Интенсивно развивается центральная нервная система: масса мозга в первые семь месяцев жизни удваивается, а к полутора годам утраивается; к 2,5 – 3 годам составляет уже две трети массы мозга взрослого. Ни в один период последующей жизни не будет такого интенсивного наращивания мозгового вещества.
При этом важно отметить, что метаморфозы умственного развития связаны с воспитанием ребёнка и возникают исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т.е. благодаря взаимодействию с социальным окружением.
Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления, поэтому рациональная педагогика играет столь важную роль в обеспечении фундаментального общего развития. Дефицит общения с
взрослым и отсутствие целенаправленного воспитания оборачиваются невосполнимыми потерями: есть основание считать, что утрачиваются потенциальные возможности развития.
Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования (воспитания). Это значит, что задачи государственной важности, связанные с воспитанием молодого поколения, такие, как интеллектуализация, физическое совершенствование, нравственно — духовное развитие, а также ориентация на творческий труд, — всеми своими истоками восходят к ранним годам жизни ребёнка, и, в частности, ко второму году. Поясним эти положения.
Как говорилось выше, именно на втором году идёт интенсивное
формирование центральной нервной системы ребёнка. Оно может быть особенно благоприятным, если проходит под руководством вдумчивого, знающего особенности воспитания взрослого, который своевременноформирует в ребёнке все необходимые, соответствующие возрасту навыки и умения, соблюдая деликатное, бережное отношение к индивидуальным проявлениям малыша. Именно поэтому второй год жизни можно считать сенситивным периодом развития, т.е. наиболее благоприятным в формировании предпосылок высокого интеллекта.
Исследования учёных кафедры здорового ребёнка показывают, что здоровье человека закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма ребёнка, так и влиянием на него
окружающей среды. Была доказана прямая связь между физическим
здоровьем ребёнка и уровнем умственного развития. При этом отмечается, что на втором году жизни решающую роль играют социальные факторы, т.е. культура воспитания, развивающая окружающая среда, эмоциональное благополучие в общении с взрослым.
Исследования лаборатории раннего детства дошкольного воспитания
дополнили эту картину, показав особую роль познавательного развития, необходимость обеспечения метаболизма (жизнедеятельности) коры головного мозга ребёнка созданием развивающей среды, системы дидактических игр, знаний, рассчитанных на развитие активной ориентировки. Наблюдения за детьми (радостное ожидание, предвкушение результата действия с игрушками, картинками, пособиями и т.п.) позволили выдвинуть тезис психофизического благополучия как результата рациональной организации жизни и воспитания ребёнка второго года жизни в условиях детского учреждения и семьи.
Нравственно – духовные ценностные ориентации также закладываются на втором году жизни ребёнка, когда идёт интенсивное развитие высших психических функций.
Как известно, решающую роль в их формировании играют социальные условия жизни и воспитательные воздействия. Психические функции ребёнка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Имеется в виду язык народа, культура, обычаи, традиции – всё, что окружает малыша, чему предстоит учиться, что необходимо освоить.
Сказанное позволяет заметить, что душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. А если учесть, что строится она по законам развивающейся отражательной способности психики, то становится понятным, почему малыш начинает копировать, отображать в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким каким сделает его социальное окружение.
Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность – первое условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
Впервые малыш открывает для себя назначение предметов, обусловленное для себя общественно-исторической практикой. Это значит, что он начинает использовать их по назначению, т.е. функционально грамотно, например: расчёской причёсывает голову, ложкой – ест, шапочку надевает на головку, а туфельки на ножки и т. п.Малыш получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием.
Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1года 6 месяцев) возрастом «Я сам!».
Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Родители должны знать, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление – детская нервность.
Вот такой удивительный второй год жизни ребёнка! Именно в этот период жизни малыш начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельностей.
Вспомним: прямохождение, речь, относительно тонкие движения рук – социальные навыки, свойственные только людям. Эти умения называют непреходящими по своему значению, так как они сохраняются на протяжении всей жизни. В чём же особенность их проявлений на втором году жизни ребёнка, как происходит их становление?
У ребёнка ходьба, речь, ручные операции «развёрнуты», потому что выполняются замедленно, без достаточной координации, требуют значительных затрат энергии в отличие от взрослого, у которого они
автоматизированы. В этом и проявляется неповторимое своеобразие навыков.
Все положительные характеристики приложатся к действиям и навыкам малыша, который к концу второго года научится не только переступать, но и бойко топать; произносить не только отдельные слова, но и фразы из двух- трёх слов; не только брать и удерживать предметы, но и производить с ними различные действия: собирать, разбирать; складывать и раскладывать;
открывать и закрывать; выбирать по какому-либо признаку и т.п.
Исключительная познавательная активность является одной из черт,
характеризующих детей этого возраста. Но удовлетворению любопытства мешают слабо развитые умения действовать с предметами, ходить, говорить (что-то хочет сказать – не может выразить словом, хочет что-то взять, но не может дотянуться, хочет подойти к заинтересовавшему её предмету – но, сделав шаг, два, три, падает). В своё время профессор А.Р.Лурия,
выдающийся нейропсихолог, писал, что второй год жизни можно назвать в хорошем смысле «драматическим» периодом в развитии человека, когда он практически, преодолевая все преграды своего неумения, «через тернии тянется к звёздам». Малыш претерпевает в этот период много различных болевых ощущений, он постепенно «вписывается» в окружающий мир, познавая свои возможности и свойства окружающих предметов. Постепенно к нему приходит осторожность, умение элементарно прогнозировать ситуацию, вырабатывается соответствующая ловкость и гибкость, а также умелость рук, способность выразить свои желания и ощущения словом.
Но это всё будет к концу второго года, а вначале его … мы склоняем головы перед этим великим натиском освоения! Перед этим «героическим» движением вперёд несмотря ни на что!
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых.
Известно: чем младше ребёнок, тем более он отличен от взрослого. Это качественное отличие, требующие от взрослого острого глаза и тонкой души, потому что пробуждающаяся психическая жизнь ребёнка раннего возраста отличается самым серьёзным образом от психической жизни взрослого.
Поэтому и существует педагогика раннего детства – особая область знаний, изучающая становление человеческого поведения, произвольных действий, начала сознательности, духовности, свойственной только человеку;
изучающая ранние проявления интеллектуальной жизни, а главное,
владеющая методами подхода к малышу, позволяющими установить с ним уже на втором году жизни двусторонний контакт.
В заключение мы хотим обратить внимание родителей и педагогов на то, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка поможет им грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.
К детству можно подходить только с великой любовью в сердце. В этом случае мы не только сохраняем чистейший родник, но и сами пьём из него.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»