Короткие рассказы и методика обучения пересказу.
Заботливые родители рано начинают читать своим детям детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь ребенка стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе. Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты. До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую ребенку к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа: — Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. — Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы. — Перед началом пересказа вы составляете план рассказа. — Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЁТ
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:
Какое было время года? Что пускал по воде Саша? Что загудело в воздухе? Что Саша спутал с птицей? 2. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый); лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые). 3.Объяснить значение сложного слова самолет. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.). 4 Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
ЁЖ
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки,
заготавливал корм. 2. Ответить на вопросы: Кто жил в лесу? Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками? Куда он относил яблоки? Что еж заготавливал на зиму?
ЛЕТО
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

1 Ответить на вопросы: С чем сравнивает автор цветы? Как вы думаете, какие цветы изобразил он? Видели вы их? Расскажите о них.