Стресс, кажется, поджидает нас за каждым углом. Мы испытываем его, когда в жизни что-то меняется или мы сталкиваемся с вещами, которые не в силах изменить. Начиная с потерь, которые являются частью нашей жизни, и заканчивая неудовлетворёнными потребностями, – как же со всем этим справиться?
Психологическая устойчивость – это способность быстро восстанавливаться после стресса или процветать в неблагоприятных условиях.
Мы не можем избежать взлетов и падений в жизни, однако мы можем использовать естественную способность нашего организма исцеляться и восстанавливаться. Вопрос лишь в том, как нам это делать и как помочь в этом своим детям?
Ключ к психологической устойчивости – осознать, что мы не можем обрести её, «настроив мозг против сердца», как говорит Г. Ньюфелд. Секреты исцеления всегда находились в наших сердцах, но, к сожалению, у нас сложилось ошибочное мнение, что разум поможет найти решение при любых трудностях. Мы упустили из виду, что невзгоды приводят к возникновению всякого рода эмоций и именно чувства должны помочь нам найти выход.
Существует разница между истинной психологической устойчивостью и ложной психологической устойчивостью.
Ложная психологическая устойчивость возникает, когда эмоции подавляются и мы перестаём их осознавать или глубоко чувствовать. Она характеризуется отсутствием чувств, а «спокойный» внешний вид подталкивает нас к ложному выводу, что, возможно, с нами все в порядке и мы действительно психологически устойчивы. Это позволяет ребенку учиться в школе несмотря на стресс, а взрослому появляться на работе и выполнять свои задачи. Беда в том, что ожесточённое сердце, как рубцовая ткань, – не мягкое и не очень чувствительное.
Истинная психологическая устойчивость будет шумной: она полна чувств, которые могут быть очень сильными и расстраивающими. Вы можете наблюдать это у здоровых подростков, когда в процессе заключительного перехода во взрослость они говорят о пустоте, страхе, одиночестве или небезопасности, которые испытывают.
Вы можете наблюдать это у новоиспеченного родителя, который задается вопросом, почему его обуревает столько эмоций – тревога, фрустрация и грусть, – когда он заботится о нежно любимом маленьком человечке.
Ложная психологическая устойчивость происходит от отсутствия эмоций, в то время как суть истинной устойчивости в том, чтобы быть отважным и сердечным. Психологическая устойчивость требует больше чувств, а не меньше.
Если мы хотим вырастить наших детей психологически устойчивыми, мы должны быть внимательными к их чувствам.
Нам не следует пытаться рассеять их тяжёлые чувства или заставить бежать от них. Или закалять их фразами вроде «не позволяй себе расклеиться» или «соберись». Именно такая эмоциональная «починка» того, что сломалось, прокладывает путь к способности развиваться и восстанавливаться.
Проблема в том, что, когда стресс переполняет нас и сбивает с ног, нам нужно сосредотачиваться на слишком многом. Нам нужно чувствовать слишком много всего. Нас охватывают эмоции, направленные на то, чтобы уладить трудности, с которыми мы столкнулись. Ребенок, например, цепляется за родителя, когда пора идти в школу, а подросток отказывается говорить о чем-то, потому что это больнее, чем промолчать.
Мозг бросается в бой, когда мы переполнены эмоциями и чувства становятся непозволительной роскошью. Чувства – это эмоции, которые мы можем «уловить», выплакать и которым мы можем дать место. Но когда мы в состоянии стресса, «в нас больше эмоций, но меньше чувств».

Нам трудно принимать эмоциональные бури, которые сопровождают стрессовые ситуации, и мы утратили понимание того, как важно помогать детям проживать их. Дело в том, что, кажется, мы очень боимся силы и глубины эмоций в стрессовые периоды. Нас беспокоит, что они затащат нас в темные глубины души – которые на самом деле являются частью жизни – и мы никогда не найдем дорогу обратно наверх.
Нам кажется, что мы, пусть хоть криками, пинками, ползком, но должны во что бы то не стало проложить себе путь из темных тоннелей жизни. Вместо того чтобы увидеть, что всегда существовало кое-что, что может пронести нас сквозь них. Психологическая устойчивость – это эмоциональное путешествие, и наши эмоции были задуманы, чтобы помогать нам продвигаться вперёд, когда мы не знаем дороги дальше.
Сильными нас делает не отсутствие уязвимых чувств, а способность принимать их.
Мы разучились открывать сердца в те моменты, когда больше всего в этом нуждаемся. Мы блуждаем в интеллектуальных выкладках и считаем, что, проанализировав проблему, найдем решение. Но разум не даст ответа, когда сердце ранено.
Психологическая устойчивость – это не набор навыков, которыми можно овладеть, и не список утверждений, которые нужно дать детям переписать и зазубрить. Психологическая устойчивость зарождается не по сценарию или списку упражнений и уж тем более не через уговоры переключиться на позитивные чувства. В идее, что для исцеления нужно следовать какому-то определенному плану, отсутствует понимание того, что в нас уже заложена врождённая способность к самоисцелению.
Нам нужно принимать свои чувства и давать им место – природа наделила нас ими, чтобы мы могли совершать «путешествие» через стресс и невзгоды, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Мы должны помогать детям выражать грусть, которая обязательно возникнет, когда что-то пойдёт не так, как они хотели.
Нам нужно открывать каналы для выражения через игру и вдохновлять детей на проявление чувств в музыке, рисовании, танце, пении или лепке из глины. Мы можем предложить им рассказать свою историю, и тем самым они смогут проиграть то, что произошло, как говорит Г.Ньюфелд.
Больше всего в эмоциональном «путешествии» мы нуждаемся в человеке, которые сможет сопереживать нашим чувствам.
Это тот человек, на которого мы опираемся в неспокойные времена, который поддерживает нас в наших сильных эмоциях.
Наши отношения дают нам иллюзию безопасности посреди всего этого бушующего мира. Когда мы сомневаемся, что сможем вернуться к благополучию, именно наши отношения смогут направить нас и дать необходимую опору и поддержку. Наши отношения – это также и то, что даёт нам надежду и помогает поверить в то, что мы действительно достаточно сильны, чтобы вынести всю тяжесть переживаний.
Образно говоря, мы, родители, можем «расставить декорации» для того «спектакля», который поможет нашим детям отыграть и выразить свои чувства.
Эмоции – это не досадная неприятность, это естественный способ, которым природа заботится о нас. Именно наши чувства проносят нас сквозь бури и невзгоды, которые преподносит нам жизнь. Чем больше места мы освобождаем для них в душе, проживаем их, играем с ними, тем более глубокое исцеляющее действие они оказывают на нас. Нам нужно принимать трудности судьбы, но здесь не обойтись без человека, на которого можно положиться. Это лучший подарок, который мы можем дать своим детям. Это лучшее напутствие, с которым мы можем их оставить.