Поступление в школу — новая и очень важная ступень в жизни каждого ребёнка.Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребёнку успешно преодолеть эти изменения в жизни? Каковы слагаемые успеха нашего будущего первоклассника? Об этом рассуждали родители совместно с педагогом- психологом Луковниковой Н.И и воспитателем Сафоновой Л.А, участвуя в семинаре — практикуме «Секреты успеха будущего первоклассника». Педагоги обратили внимание родителей на то, что психологическая готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку – это, ответственное отношение к школе и учебе, произвольное управление своим поведением, установление положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способность к выполнению умственной работы, а также сознательное усвоение новых знаний и навыков.
Родители самостоятельно выбирали, какие критерии, на их взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе:
— умение читать;
— высокий уровень физического развития;
— произвольность поведения;
— стремление узнавать новое;
— умение писать;
— владение навыками счёта;
— самостоятельность;
— хорошее физическое и психическое здоровье;
— умение общаться с взрослыми и сверстниками;
— развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память;
— широкий кругозор;
— или хорошо развитая речь.
Это упражнение помогло родителям определить основные компоненты готовности к школе, задуматься о том, что у ребёнка к началу школьного обучения должны быть сформированы такие важные показатели, как мотивация к получению новых знаний, саморегуляция деятельности и поведения, коммуникативные навыки, а не только умение писать, читать и считать. Кроме того, трудности в школе испытывают дети, у которых очень слабо развиты пальцы рук. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития «ловких» мышц руки. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!», — это слова выдающегося российского психолога Венгера Л.А.
Встреча с родителями проходила в интересной интерактивной форме: игры, упражнения, решение педагогических ситуаций, рефлексия…
В конце встречи родителям был предложен «Стул хвастовства», присаживаясь на который они получали право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением в воспитании и развитии своего ребёнка. Например, что вместе съездили в кинотеатр, или выиграли конкурс «Папа мама, я спортивная семья»; вместе с ребенком испекли пирог, прочитали книжку и т.д. Может статься, что какое-то достижение в глазах других кажется малозначимым, но для самого человека оно является очень важным. Тот, кто садился на этот стул, начинали свое сообщение со слов: «Я хочу похвастаться тем, что…». Родители с удовольствием делились успехами семейного воспитания и достижениями детей.
В своих отзывах родители писали: «Больше всего мне понравилось общение с педагогами и другими родителями. В дальнейшем буду использовать предложенные игры для развития ребёнка», «Неожиданным для меня сегодня было то, что психологическая подготовка к школе – это очень и очень важный момент для адаптации ребёнка в школе.
Думала всё намного проще», «Мне хотелось бы, чтобы таких мероприятий для родителей было больше!».
А нам, педагогам, очень бы хотелось, чтобы на наших мероприятиях было как можно больше родителей, заинтересованных в развитии и успехе своего ребёнка.
Уважаемые родители, помните, что при поступлении в школу вашему ребенку необходимы ваши педагогические знания, любовь, поддержка и понимание, которые помогут ему с комфортом адаптироваться к новому образу жизни и осознать, что учиться это очень даже интересно!
Луковникова Н.И, педагог-психолог.