«Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа, детский сад поддерживают связь с семьёй; если между воспитателем и родителями установить отношения доверия и сотрудничества» В.А. Сухомлинский.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья — это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает важное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Наш педагогический коллектив четко осознаёт приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.
Эти задачи по включению семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения и повышению педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей эффективно решает филиал Родительского Университета, работающий в детском саду с 2017 года.
Появление в семье ребёнка – это великое счастье и при этом, колоссальная ответственность, которая ложится на плечи родителей. Быть родителями – это искусство, которому необходимо постоянно учиться.
С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми 30 января, в рамках работы филиала Родительского университета, была проведена встреча (с элементами тренинга) на тему: «В лучах родительской любви».
Всегда ли мы задумываемся о том, что же самое главное для ребёнка в семье? Самое главное, конечно же, чтобы его любили! Могучее воздействие любви на детей поистине поразительно! Есть много примеров того, как в отсутствии любви дети прекращали расти и развиваться. Если любовь к ребенку уменьшается или он лишается ее вообще, то его эмоциональное и интеллектуальное развитие замедляется. Эмоциональные проблемы проявляются в отклонениях в поведении, в расстройствах личности, в неврозах, психозах и в серьезных неудачах, настигающих его во взрослой жизни.
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей.
На встрече мы совместно с родителями создавали картину родительской любви. Родители искали ассоциации к слову «любовь», анализировали личностные качества своего малыша. Искали ответ на вопрос: а за что я люблю своего ребёнка? Конечно же, говорили о безусловном принятии ребёнка. В связи с этим, был приведён диалог мамы с ребенком:
-Мама, а ты меня любишь?
-Когда ты хороший мальчик, — люблю, а когда нехороший, не люблю.
Вздыхая, — А я тебя всегда люблю…
Оказывается, часто мы сами говорим детям, что любим их только в выгодных для нас условиях (когда послушны, хорошо учатся), а они нас любят бескорыстно, просто так.
И порой, это становится одним из источников эмоционального отчуждения родителей от детей. Чтобы этого не произошло, мы изучали язык принятия и непринятия ребёнка взрослым.
Далее подробно рассмотрели способы выражения родительской любви, предложенные американским детским психиатром Росс Кэмпбеллом. По его классификации это:
— контакт глаз;
— физический контакт;
— пристальное внимание;
— дисциплина.
В результате у нас получилась замечательная картина! Красивая, гармоничная, привлекательная…
Хотелось бы, чтобы родители активнее посещали занятия в рамках филиала Родительского университета, получали новые знания, используя их, во благо своего собственного ребёнка.
Н.И. Луковникова, педагог-психолог