Предметно-развивающая среда — определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Предметно – развивающая среда должна организовываться с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей.
У нас в группе эти области представлены следующими центрами:
1) социально – коммуникативная(центр труда, уголок безопасности, центр « Моя малая Родина», центр «Наша Родина – Россия», центр игровой активности(сюжетно-ролевых игр)
2) познавательная (центр природы, центр экспериментирования, центр конструктивной деятельности, учебный центр)
3) речевая (книжный уголок)
4) художественно – эстетическая (уголок творчества, центр музыкально — театрализованной деятельности)
5) физическая ( спортивный уголок)
Создавая развивающую среду в нашей группе, мы, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы старались, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду в группе, мы руководствовались соблюдением следующих принципов:
— информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
Предметно – пространственная среда моделирует развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу не обнаруживается, а побуждает ребёнка к поиску. Учитывая особенности в развитии детей весь материал для игровой и образовательной деятельности подобран и расположен в доступных и удобных для детей местах, соответствует программным и возрастным требованиям. Дети имеют возможность закреплять полученные знания в свободной игровой деятельности.
— вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
В соответствии с этим принципом, в оформлении группы выдержан единый стиль. Всё это формирует эстетический вкус воспитанников. Созданная среда вызывает чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает воспитанников новыми знаниями и впечатлениями.
— полифункциональности
Оформляются уголки, для детей предоставляется материал, который послужит развитию и закреплению определённых знаний. В группе предусмотрены условия для изменения окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями построения непересекающихся сфер активности, позволяющими детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Содержание среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется.
— педагогической целесообразности, позволяющего предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно — развивающей среды, а так же обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
В виду ограниченности пространства в группе, следим за тем, чтобы не перегружать центры чрезмерным количеством информации, игровых материалов.
— трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно — развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функциональность пространства.
При входе в игровую комнату создан уголок для родителей: «Для Вас, родители», где размещена информация, касающаяся непосредственно данной возрастной группы, а так же режимные моменты, основная образовательная деятельность детей, консультации медиков и психолога, красочные папки-передвижки с информацией для родителей.
Создан уголок «Наше творчество»,выставка детских творческих работ. Выставляя работы всех детей для обозрения, тем самым подчеркиваем индивидуальность и значимость каждого, реализуя заявленные темы и вовлекая родителей в образовательный процесс.
Насыщенная развивающая предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.