Адаптация ( от лат. « приспособляю » ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского
коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
 Снижается или вовсе пропадает аппетит.
 Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
 Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
 Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
 Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
 Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями:
ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
 Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.
1 . По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2 Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3 Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4 Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5 Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и
перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6 . Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.