Одной из главнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей воспитателя является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей.
Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности.
Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.
Всем известно, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы. Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы.
Ранняя информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста:
— познакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
— привить любовь к трудовым усилиям;
— сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
В нашей группе ведется работа над проектом «Чудо завод в Саянске живет». В рамках реализации проекта также затронута ранняя профориентационная работа. Воспитанники совместно с родителями и педагогами группы изучают профессии, которые обеспечивают деятельность предприятия. Воспитанники совместно с педагогами и родителями подбирают информацию о профессиях завода и объединили все полученные знания в книгу «Профессии нашего завода». В группе организуются сюжетно-ролевые игры по изученным профессиям. Воспитанники с удовольствием принимают участие в играх имитирующие трудовой процесс.
А.В. Никифорова