Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество.
Важнейшей проблемой стало обеспечение условий, способствующих социальной интеграции и оптимальному индивидуальному развитию детей.
Перед специалистами стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту. Навыки самообслуживания необходимо формировать у детей как можно раньше. Основными методами воспитания у детей умений являются индивидуальная работа и организованные игровые
ситуации. При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются два фактора — возраст и особенности развития детей.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, поэтапности и индивидуального подхода. Этапы формирование навыков, предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и
отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий детей.
Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними
определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие и понимание каждого ребенка, создание благоприятных для него условий.
Помощь достаточно разнообразна: устная – слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие; демонстрационная – показ самого действия, способствует подражанию его ребенка; физическая – действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Цель на данном этапе — мотивировать на достижение успеха, нивелировать негативные проявления импульсивности и гнева, помочь осознать адаптироваться к реальным условиям жизни. Наглядность в виде пиктограмм
способствует успешной организации коррекционной среды.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно- гигиенических навыков включает в себя:
1 Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, учить брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2 Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а также их чередование.
3 Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком.
Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда
взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс.
Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек.
Параллельно с этим проводятся игры, помогающие малышу усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.
4 Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу.
Постепенно присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.
5 Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.
6 Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом.
Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо
стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.