Ситуация, когда еще вчера спокойный и любящий ребенок неожиданно начинает хамить и грубо отвечать родителям, ставит в тупик. Не понятно, как правильно реагировать: резко пресекать подобное поведение и строго наказывать или проигнорировать в надежде на то, что это была разовая вспышка?
Игнорировать проблему — не значит решать ее, важно не запускать ситуацию. И первое, с чего следует начать – это выяснить причину грубости ребенка.
Наиболее распространенные причины детской грубости
Особенности возраста. Все слышали выражение «трудный» возраст. И относится оно не только к подростковому.
Нехватка родительского внимания. Еще одна распространенная проблема – это недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Причины этого могут быть вполне объективны – высокая загруженность на работе, насыщенный график, присутствие в семье еще детей или пожилых родственников, требующих ухода, и т.д. Но ребенку пока сложно анализировать и принимать эти обстоятельства. Он отчаянно стремится привлечь внимание к своим потребностям, и грубость становятся инструментом для достижения этой цели.
Семейная модель поведения. Детские психологи не устают повторять, что только личный пример родителей может быть наиболее эффективным методом воспитания. И если в семье грубость между родителями является нормой, или окружающим принято хамить, то не стоит удивляться, что со временем и ребенок переймет эту модель поведения. Отдельная тема – грубость как ответная реакция. Если ребенок регулярно подвергается давлению, на него кричат или применяют репрессивные методы воспитания, то на определенном этапе он срывается, и тоже начинает кричать, обзываться, устраивать истерики с криками «я тебя ненавижу».
Попытка манипулирования взрослыми. Как известно, дети – известные манипуляторы. И если родители начинают потакать исполнению их капризов после истерики со слезами, то есть риск, что ребенок будет добиваться желаемого именно так, а попытки отказать чаду в его «хочу сейчас, здесь и немедленно» могут вызвать у него агрессию и хамство. Если у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста входит в привычку огрызаться родителям во время воспитательных моментов, то в переходном возрасте могут возникнуть серьезные проблемы взаимодействия.
Как реагировать родителям?
Без ответа оставлять грубое поведение ребенка нельзя. Но каким именно он должен быть?
Чтобы сбить накал эмоций, спокойным и твердым голосом сообщите, что заслуживаете уважения, и разговаривать так с вами непозволительно никому.
Нельзя отвечать на грубость грубостью. Во время конфликта вы просто не будете услышаны. Родителям следует постараться сдержать свой гнев и раздражительность. Не следует повышать голос. Лучше выдержать небольшую паузу и спокойно дать понять ребенку, что разговор на эту тему вы продолжите только после того, как он успокоится и перестанет грубить.
Расскажите о возможных последствиях. Необходимо донести до ребенка, что грубое поведение по отношению к другим людям может испортить отношение к нему окружающих: с ним перестанут дружить сверстники, взрослые будут относиться настороженно, что отрицательно отразится на его репутации. Если даже грубость уже
была сказана, то никогда не нужно стесняться приносить извинения за свое поведение.
Контролируйте свои эмоции. Да, взрослые тоже устают эмоционально, но это не повод срываться на ребенке при первом же его проступке. Научитесь держать свои эмоции под контролем и не реагировать бурно на грубость ребенка. Проявите мудрость, сосчитайте мысленно до 10 и только после этого приступайте к диалогу. А в некоторых случаях такой диалог стоит немного отложить, пока все не успокоятся.
Проводите анализ поведения. Дождитесь, когда ребенок будет «в духе», и спокойно обговорите с ним ситуацию. Расскажите, что каждый человек может быть в плохом настроении, но это не повод грубить взрослым и «рубить с плеча». Личным примером научите ребенка справляться с негативными эмоциями и держать ситуацию под контролем.
Профилактика грубости
Просьбы ребенка, произнесенные грубым тоном, не следует выполнять. И обязательно предупредите ребенка на будущее, что вы не будете выполнять приказы и просьбы, хамски озвученные. Нужно попросить, и тогда родители по возможности выполнят желание или обсудят, когда и как это будет возможно. А безапелляционные требования выполняться не будут.
Ребенок должен знать слово «нет». И принимать отказ. «Вето» всегда должно быть обосновано. Да, ребенка услышали и уважают его желания, но по ряду причин их исполнить нельзя или пока не представляется возможным. Параллельно следует напомнить, что грубость никак не приблизит желаемое.
Правила поведения должны быть едиными для всех членов семьи. И вновь возвращаемся к личному примеру. Единой линии поведения должны придерживаться абсолютно все члены семьи. И как ребенку не позволено грубить взрослым, так и родители не должны демонстрировать подобное поведение ни по отношению к ребенку, ни между собой.
Уделяйте ребенку больше внимания. Собственно, отсутствие внимания лежит в основе практически всех прорастающих из этой проблемы причин грубого поведения.
Отсутствие контакта с родителями ведет к тому, что ребенок через хамство и грубость хочет быть услышанным. Это его способ привлечь внимание. Очень важно ежедневно выделять хотя бы немного своего времени, чтобы обсудить с ребенком прошедший день, услышать его впечатления от каких-то событий или запланировать совместный досуг на ближайшие дни. Не избегайте и тактильного контакта. Порой именно объятия и поцелуи
позволяют ощущать ребенку свою значимость. Не стесняйтесь лишний раз говорить, что любите. Если вы будете именно таким образом выстраивать свое поведение, то есть шансы сравнительно мягко пережить подростковый возраст и избежать превращения
любящего ребенка в «колючего ежика».
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»