«Готов ли мой ребенок к школе?» — спрашивают себя родители. И как вообще оценить его готовность?
Может, это умение читать по слогам и считать до десяти? Давайте разберемся вместе.
Что такое готовность к школе?
Дошкольное образование и воспитание ребенок может получить и в семье, и в детском саду. До 6-8 лет он, как правило, уже умеет общаться со сверстниками, самостоятельно обслуживает себя за столом, умеет обращаться с электроникой, распоряжается небольшими карманными суммами денег, а также умеет читать, считать и даже писать.
Но может ли ребенок, несмотря на все свои знания и социальные навыки, все равно быть неготовым к школе морально? Да, может.
Моральную готовность к школе определить сложнее, чем интеллектуальную. Если ребенок не умеет писать и читать, но с интересом учится, он быстро нагонит более подготовленных одноклассников. Кроме того, он не заскучает на повторении того, что и так уже давно знает. Но если детский коллектив и школьный распорядок повергают его в тревогу и панику, учиться будет тяжело.
Условия для развития личности ребенка создают родители. Именно от них зависит, насколько ребенок будет готов к школе. Позитивный, уверенный настрой, открытость, доброжелательность и теплые, спокойные отношения в семье обеспечат его зарядом энергии, высоким уровнем адаптации и уверенностью в себе. Если вы понимаете, что у вашего ребенка нет такой базы, принимайте меры как можно раньше Измените взаимоотношения в семье и постепенно готовьте ребенка к новому этапу в жизни.
Признаки готовности ребенка к школе:
1) умение быстро адаптироваться к изменениям;
2) общительность и контактность;
3) уверенность в себе;
4) стратегия достижения, когда ребенок не боится совершать ошибки;
5) самостоятельный интерес к обучению;
6) позитивный настрой к школе;
7) усидчивость и самоконтроль;
8) готовность принимать на себя необходимую ответственность;
9) отсутствие неврозов: заикания, энуреза и так далее.
Кризис семи лет
Со школой связан также кризис семи лет. Ребенок начинает жить по-другому. На смену родительской опеке и игре приходит школа с ее порядками, требованиями и нагрузками.
Источников кризиса немало: интеллектуальные перегрузки, необходимость адаптироваться к новому образу жизни, высокий уровень ответственности, новые люди, смена ведущей деятельности и так далее.
Что происходит с ребенком? Он может отказываться от еды, чаще болеть, капризничать, протестовать. Ребенок принимает на себя новую роль и старается казаться взрослее. Кризис у ребенка – сигнал для родителей лучше разобраться в том, что он чувствует, что с ним происходит и поддержать его. Критика и наказания – не лучший вариант. Максимально контролируйте себя, не ругайте ребенка за промахи. Сейчас ему, как никогда, нужна ваша мудрость, помощь и поддержка.
Заранее заложите фундамент для легкого прохождения будущего возрастного кризиса. До школы станьте ему другом и советчиком, уважайте его личные границы и позволяйте открыто высказывать мнение.
Совет. Научитесь правильно реагировать на эмоции ребенка. Не пытайтесь переубеждать его в том, что он чувствует. Фразы «ты не можешь злиться», «ты не должен сейчас плакать», «на самом деле то, что ты чувствуешь, ерунда», «ты должен вести себя не так», сравнение и обесценивание заложат невротический фундамент. Ребенок может перестать доверять родителям и понимать свои настоящие чувства.
Готовим ребенка к школе
Эти рекомендации помогут вам морально подготовить ребенка к школе.
1) Обеспечьте ребенку безопасную, теплую приятную домашнюю атмосферу.
2) Расскажите ребенку о том времени, когда он пойдет в школу. Подробно и позитивно опишите, что такое школа, что интересного ждет его там.
Совет. Если родители не считают школу приятным этапом в жизни, то через невербальные проявления ребенок это почувствует. Для начала разберитесь, почему вы тревожитесь, и сами настройтесь положительно.
3) Поиграйте с ребенком в «школу». Организуйте игровой урок, где плюшевые медведи и куклы – ученики, а ваш ребенок – учитель.
4) Сходите с ребенком в школу: покажите ему здание и по возможности познакомьтесь с будущим учителем. Также можно посетить день открытых дверей за год-два до поступления в школу. Если школа предлагает запись в класс по подготовке к школе, рассмотрите возможность поступления в него.
Совет. Отдайте предпочтение школе рядом с домом. Рано или поздно дальняя дорога до школы утомит ребенка. К тому же, если он будет позднее ходить в школу один, школа в шаговой доступности безопаснее.
5) Хвалите ребенка за достижения. Давайте ему положительные оценки, поддерживайте высокую самооценку и укрепляйте уверенность в себе. Если за ошибки ребенка наказывают, он будет бояться их совершать.
Совет. В современной школе применяют концепцию «проблемного обучения». В этом случае детям формулируют задачу (проблему) и они стараются найти решение. Ребенок, который боится совершать ошибки, в ситуации проблемного обучения будет испытывать огромный стресс, и едва ли будет успешно учиться.
6) Обеспечьте ребенку возможность общаться со своими сверстниками, строить с ними отношения и разрешать конфликты не только в саду. В ближайшем будущем ему пригодятся социальные навыки.
7) Готовьте ребенка к ответственности за школьные достижения. Давайте ему поручения, поощряйте самостоятельность.
Совет. Ответственности в школе намного больше. Чтобы это не стало для ребенка неприятным сюрпризом, к которому он не готов, изучите, какие дела малыш может выполнять в раннем возрасте: например, убрать свои игрушки, помыть тарелку, разложить фломастеры, почистить ботинки или запустить стиральную машинку.
8) Часто в школе уже с первого класса дети самостоятельно оплачивают питание, делают покупки в школьной столовой. Это значит, что ребенок уже должен уметь обращаться с небольшими суммами денег, отвечать за них. Как бы газировка и шоколад не заменили ему завтрак и обед!
9) Доверяйте и прислушивайтесь к ребенку. Если он будет настроен открыто обсуждать с вами свои проблемы, столкнувшись с препятствиями в школе, он сразу же пойдет к вам. А значит, вы сможете вовремя помочь ему в общении со сверстниками, позаниматься дополнительно, или, если необходимо, даже сменить класс или школу. Решать проблемы, пока они еще не слишком обострились, намного проще.
10) Помогайте ребенку развивать его таланты. Уже в дошкольном возрасте одни дети проявляют интерес к стихам, рисованию и книгам, другие что-то упорно мастерят из конструктора, третьи обожают подвижные игры и танцы. Не ломайте своего ребенка, а найдите возможность развивать его таланты в школе.
11) Установите ребенку режим. Раннее пробуждение и обед по расписанию не должны быть ему в новинку.
Желаем вам успешной подготовки к школе!
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная деятельность
- Безопасность
- Охрана труда
- Музей «Русская изба»