Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так как слышат,здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети разыгрывают целые спектакли(такую игру надо всячески поощрять), держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка.
Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная).
Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.
При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.
Можно ли учить ребенка петь?
Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие.
Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от
нижнего звука до верхнего, очень небольшой.
Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?
Дети должны петь естественным голосом без крика и напряжения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни максимально выразительно, естественно. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко.
Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.
Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после
продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
«Насос»- надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и
ртом); «Ветер»- рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
«Задуваем свечи на торте»
Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.
А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь?
Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?
Вот несколько советов:
-Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не
начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
-Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность
воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
-Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
-Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается.
Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек!
Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.
Позвольте себе и ребенку быть счастливыми и пойте на здоровье!
Е.Л. Рукосуева.