Рисование — одно из любимых детских занятий, но его польза не только в том, чтобы развлечь ребенка и пополнить коллекцию на двери холодильника.
Ученые и арт-терапевты доказывают связь между регулярными занятиями и развитием малышей, а психологи уверяют, что в раннем детстве не стоит учить ребенка рисованию, чтобы не мешать творческому мышлению.
Рисование улучшает мелкую моторику
Это словосочетание стало модным в последнее время. Мы все слышим, что какие-то занятия полезны для мелкой моторики, но не особо задумываемся, что именно это значит для развития ребенка.
Ученые давали детям разные задания — к примеру, нарисовать звезду в пространстве двумя темными линиями, — а затем изучали результаты. Взрослые пришли к выводу: чем лучше ребенок рисует, тем лучше у него разовьются навыки: письма, пространственного и творческого мышления, координации движений.
Даже способность планировать время, готовность к школе и развитие мышц рук связаны с умением рисовать.
Рисование развивает речь
На одном квадратном сантиметре кончика пальца ребенка более ста рецепторов. И все они подают мозгу сигналы об окружающем мире. Чем больше предметов бывает в руках ребенка (например, карандашей и мелков), тем быстрее мозг даст команду высказаться о мире — то есть развивать речь.
Но еще до того, как дети что-то нарисуют, они говорят об этом, рассказывают, что будет на рисунке. А попросить их рассказать о готовой картине — отличное упражнение для тренировки не только фантазии, но и речевых навыков.
Во время рисования ребенок развивает интеллект.
Ребенок создает рисунок не просто из ниоткуда, а в результате сравнения многих образов, поиска ассоциаций с реальным миром. Такой образ мысли — переходный период перед логическим мышлением. Так что простой момент радости, замечательный на бумаге, иногда лучше всяких «интеллектуальных развивашек».
С помощью рисования ребенок учится делать выбор и решать проблемы. Может звучать неправдоподобно, но о чем думает ребенок до и в процессе рисования? Какой цвет выбрать? Как лучше нарисовать животное? Синий ручей я видел на рисунке друга, пусть мой будет оранжевым.
Ребенок сам ставит и решает задачи, а родители могут поинтересоваться, почему лев получился зеленым и почему ребенок решил нарисовать именно эту птицу. Главное — не мешать и не пытаться рассказать, «как надо».От того, какая это будет информация, и зависит развитие воображения у ребенка. Родители могут помочь фантазии ребенка, научить его самые обычные события превращать в сюжеты: например, прогулка в парке может стать настоящим приключением, если нарисовать всех животных и птиц, которых встретили по пути.
Ребенку захочется запечатлеть эти счастливые моменты, а родителям — сохранить их на память.
Попросите ребенка нарисовать лучший момент радости, который он может придумать. Может быть, этот момент радости ребенка будет только для него, или для друзей, или — для всей семьи. Идея должна быть реалистичной, чтобы ее можно было воплотить в жизнь.
Дети, которые раньше начали пользоваться карандашами и другими инструментами, в школе смогут лучше писать.
Современные родители часто недоумевают: зачем вообще в школах такое внимание уделяется письму, если дети, скорее всего, будут чаще печатать, чем писать рукой? На самом деле это важный когнитивный навык, который влияет на развитие ребенка: от способности творчески мыслить до развития мышц и нервных процессов. И овладеть письмом легче как раз тем детям, которые с раннего возраста много рисуют и уже привыкли к карандашу и фломастеру в руке.
Ребенок гордится своими рисунками — и повышает самооценку
Знакомая многим родителям картина: ребенок бежит поделиться новым рисунком, но взрослые видят на бумаге что-то непонятное. Арт- терапевты убеждены: в любом случае нужно похвалить старания и усердие ребенка и не говорить: «Красиво, но вот здесь птичку я бы исправил». Тогда уже во взрослом возрасте у него с самооценкой все будет в порядке.
А еще эксперты говорят, что учить маленьких детей рисовать не нужно.
Каждый рисунок ребенка — это выражение его личности и попытка запечатлеть какой-то момент радости.
Рисование помогает становлению личности ребенка, делает его психологически зрелым
Рисование — это момент радости, но не только. Родители знают, как часто дети после ссоры рисуют какую-то картину, где выражают, с чем они не согласны. Психологи уверены: это нормально и помогает детям учиться принимать не только положительные эмоции.
Рисование улучшает память ребенка
Чтобы нарисовать цветок или дом в деталях, придется напрячь память и вспомнить, как они выглядят на самом деле. Психологи называют это концептуальной визуализацией.
Родителям, чтобы помочь этому процессу, можно попросить детей представить, что вы все вместе отправились в лес, или к морю, или к бабушке за город, и нарисовать то, что ребенок там увидит. Спросите: что именно нарисовано на бумаге и почему? Так можно не только тренировать память, но и узнавать что-то важное — например, что ребенок тоскует по бабушке.Рисование улучшает зрительно-пространственное восприятие
Дети обычно редко что-то срисовывают — картины они воображают, но на основе реального опыта. Так мозг ребенка учится выстраивать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени.
Именно поэтому рисование в том числе помогает детям с нарушениями зрения. Также, согласно исследованиям, в будущем дети, которые любят рисовать, лучше понимают точные науки: математику, географию, химию, физику.
Рисование помогает справиться со стрессом и агрессией
Ученые провели исследование среди дошкольников: контрольная группа детей на протяжении 8 сеансов занималась с арт-терапевтом и показала более низкий уровень стресса и агрессии, чем их сверстники, которые не ходили на занятия.
Все эти факты вовсе не означают, что дети, которые рисуют плохо, окажутся не такими способными. Записывать ребенка в секцию рисования, если ему это не нравится, тоже не стоит. Главное — дайте возможность ребенку поделиться своими идеями.
Советский психолог Лев Выготский, чьи работы о детском развитии признаны во всем мире, сравнивает рисование с игрой: ребенок придумывает истории, моменты радости, рисует их, делится с родителями и получает от взрослых важную информацию.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»