Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения.
Привитые в детстве навыки приносят огромную пользу в течении всей последующей жизни. Формируя у детей навыки гигиены, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка: он становится более активным, у него развивается наблюдательность, самостоятельность, тренируется память. Ребенок быстро и безболезненно привыкает к условиям детских дошкольных учреждений.
Лучше адаптируется в школе. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению дома и в общественных местах.
Детки растут крепкими и здоровыми.
Основными условиями успешного формирования навыков самообслуживания являются:
-Рационально организованное пространство (доступная среда) включает в себя организацию привлекательной и удобной обстановки дома и в детском саду. Мебель и оборудование в соответствии с ростом детей, постоянные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.
-Четкий режим дня (ежедневные повторения, организованность, дисциплина) включает в себя многократные упражнения детей в действиях с определением способа и порядка выполнения. При этом характер действия должен быть неизменным, а формы — разные!
-Разделение осваиваемых ребенком действий, на ряд операций следующих в строго установленном порядке, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
-Организацию ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых действий детьми в непривычной обстановке.
-Руководство взрослых (полная согласованность) включает в себя безукоризненное выполнение всеми взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
-Индивидуальная работа с ребенком с учетом уровня его развития, особенных возможностей здоровья и темпов овладения навыками.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей:
-личный пример;
-показ;
-объяснение;
-упражнения;
-поощрение, похвала;
-игровые приёмы;
-художественное слово;
-повторение действий.
Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При формировании надо учитывать два фактора- возраст и особенности развития таких детей.
Большое значение имеет по этапность формирования навыков, предусматривающая, сначала овладение простейшими навыками, а затем более сложными действиями.
Выполнение правил личной гигиены должно стать для ребенка естественным процессом, а гигиенические навыки должны постоянно совершенствоваться.
Эти правила и навыки легче всего запоминаются в игровых ситуациях в доброжелательной обстановке. Для приобретения и усвоения культурно-гигиенических навыков используются упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, художественное слово.
В процессе приобретения тех или иных навыков, каждодневно и постепенно мы переходим от прямых указаний к напоминаниям, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребенка осознанное отношение к правилам.
За каждое очередное достижение обязательно следует похвала, а в случае неудачи — оказывается помощь, утешение и обещание что в следующий раз всё обязательно получится.
При формировании необходимых в быту навыков и умений, у детей раннего возраста с ОВЗ, мы ставим перед собой задачи:
Научить ребенка самостоятельно:
1 Принимать пищу.
2 Умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расческой,
ухаживать за зубами.
3 Пользоваться горшком (туалетом).
4 Одеваться и раздеваться.
5 Приводить себя в порядок.
6 Поддерживать порядок в окружающем пространстве.
7 Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения.
Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Формирование навыков еды.
-Во время приема густой пищи (каши) осторожно накладываем свою руку поверх его руки и направляем легким движением.
-Предлагаем в отдельной тарелке твердую пищу (печенье, фрукты, сухарик).
Ребенку нужно кушать супы- а не только супы-пюре- для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи. Это простое упражнение поможет избежать логопедических трудностей в дальнейшем. Точно также не стоит злоупотреблять кружками- непроливайками. Вообще, как только ребенок родился, водичку ему лучше всего давать с ложечки, потому что рефлекторно глотать и сосать- это разные движения, и ребенку их необходимо освоить.
-Стараемся научить ребенка словом или жестом выражать свою просьбу.
-За столом вести себя тихо и аккуратно.
-Не входить из-за стола не окончив еду.
-Вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола задвигать стульчик и
благодарить словом или кивком.
-Перед едой мыть руки и вытирать полотенцем. Полоскать рот.
Очень важно, для правильного развития ребенка, подобрать стол и стул соответственно его росту. Мебель должна быть устойчива. Край стола должен располагаться на уровне нижнего края грудины сидящего малыша так, что ребенок должен иметь возможность опираться на локти (свободно подпирать голову вертикально стоящим предплечьем). Стул должен иметь опору для спины в районе лопаток. У стола присутствовать подставки для ног. Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов и полной ступней стоять на полу или опоре, исключая нагрузку на спину.
При росте ребенка 80-90 см высота стола над полом должна быть 38см, высота сиденья над полом – 20 см.
Для роста 90-100см -43 и 24 см.
Для роста 100-115см — 48 и 28 см.
Для роста 115 -130см — 54 и 32 см.
Выше 130 см – 60 и 36 см.
2.Формирование навыков умывания.
Для начала нужно определить, что ребенок может делать самостоятельно, а где ему нужна помощь взрослого, и выработать
последовательность действий:
— закатать рукава;
-открыть кран и проверить температуру воды;
-смочить руки;
-намылить руки до появления пены;
-смыть мыло;
-закрыть кран;
-сложить руки замочком и отжать лишнюю воду над раковиной;
-насухо вытереть полотенцем;
-расправить рукава;
-аккуратно сложить полотенце на свое место;
-пользоваться только своей расческой;
Постепенно доля участия взрослого уменьшается.
Приучать ребенка ухаживать за зубами, необходимо, как только они начинают появляться. Главная цель чистки зубов – удаление остатков пищи с их поверхности. Обычно врачи рекомендуют чистить зубы только на ночь, а утром, после сна и после каждого приема пищи полоскать рот.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная деятельность
- Безопасность
- Охрана труда
- Музей «Русская изба»