Музыкальное искусство — яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей » речью». Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, чутко воспринимать её.
Музыка и связанная с нею деятельность, могут и должны вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности, «рассуждать в ней» (термин Д.Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребёнка. Б.М.Теплов отмечает, что в восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. Установлено, что у ребёнка дошкольного возраста всплески эмоций внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение, даже совсем небольшое, может быть оценено ребёнком на основе одних эмоций — без осознания того, что в нём выражено. Но, «… если ребёнок высказывает свои впечатления о музыке, пытается рассуждать, делать первые попытки анализа, — он способен глубже её прочувствовать и познать, особенно если его заинтересовал предмет музыкального разговора», — замечает Б.М.Теплов.
Ребёнок, воспринимая музыку, сначала интуитивно, а затем осознанно, оценивает её. Возникают сравнения и ассоциации, первые выводы и обобщения, мобилизуется внимание, т.е. происходит интенсивное умственное, познавательное развитие ребёнка. Дети получают разнообразные сведения о музыке, о её законах, музыкальной грамоте, композиторах и эпохах и т.д., при этом они «учатся, получая удовольствие. И разве не в этом наша основная цель?..» — пишет Д.Б. Кабалевский.
» Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»,- пишет О.П.Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии. В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающимся для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами — да всеми сразу!
Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем свою душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, (почему-то), цветок теряет свою живость, как будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес… Также и в работе с детьми. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно — результат возникает как по волшебству.
Но если мы остываем к работе и не создаём атмосферу сказки и фантазии, не поддерживаем желания у детей познать новое и реализовать себя… «скука и паутина опутают эту страну» — так говорится в одной нашей выпускной сказке. Серой краской радугу не нарисуешь.… Как говорил Маленький Принц: » За розой надо ухаживать и поливать её каждый день, иначе она просто завянет…
Секреты взаимного успеха.
-Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.
-Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.
-Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным. Если детям скучно на занятии — успех обречён.
-Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу, на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон, исполнили неправильное движение хоть немного красивее. Не оставляй недоделанным начатое.
-Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев, не занимайся попустительством: « научатся потом…» Потом — не бывает…
-Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше творческих задач, учи размышлять логически.
-Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.
-Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность.
-Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.
-Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми. Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия творят чудеса.
-Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка, и не иссякал стимул для роста самообразования музыканта. Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.
-Давайте будем придерживаться этих правил, и успех сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой родит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!
Рукосуева Е.Л (музыкальный руководитель)