На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Однако детские психологи рекомендуют данный вид деятельности.
Родители делая упор на физическое и умственное развитие детей, часто упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая самая дорогая электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.
Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
Что читать в семейном кругу
И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И, конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Мы приводим для Вас ряд книг в соответствии с возрастом наших детей: «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Жихарка»,«У страха глаза велики» ,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Петушок и бобовое зернышко», рассказы Н.Носова (например «Живая шляпа», «Заплатка»), рассказы Е.Чарушина (например: «Про зайчат», «Воробей»), рассказы В.Бианки («Подкидыш»), К.И.Чуковский «Телефон», «Федорино горе»,анг.сказка «Три поросенка», «Красная шапочка» Ш.Перро,«Бременские музыканты» Б.Гримм, стихотворения о зиме, осени, весне разных (например: И.Бунин «Листопад»),стихотворения А.Барто, Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», В.Осеева «Синие листья»
Как правильно организовать семейное чтение
Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию. Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров субботы или воскресенья, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.
Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка ребенок не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.
Читая ребенку, не стоит выбирать большое произведение, достаточно выбрать произведение всего на 15-20 минут в целях удержания устойчивого интереса к читаемой книге.
После прочтения книги обязательно обсудите прочитанное с ребенком.
Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков.
Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации.
Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам: во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными; во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций; в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.
И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму.
Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать, добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.
Уважаемые родители, как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродилась старая добрая традиция домашнего чтения.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная деятельность
- Безопасность
- Охрана труда
- Музей «Русская изба»