Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только
способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают логопеды и дошкольные педагоги, зачастую, если ребенок имеет плохой фонематический слух, не способен различать различные слоги, путает их в своей речи, то это отражается и на письме ребенка. То есть, когда ребенок начинает писать, то делает те же ошибки, что делал до того в речи. Потому так важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит.
Этапы развития фонематического слуха
Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов.
Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. (Кстати говоря, самыми сложными для восприятия детей оказываются шипящие и свистящие звуки, именно они узнаются детьми в последнюю очередь.)
Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
Для проведения таких игр вам потребуется минимум наглядного материала, так большинство фонематических игр — это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки.
«Смотри, не ошибись!»
Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать…»
Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза».
Варьируйте упражнение с другими слогами.
«Как мишутку говорить учили»
Расскажите ребенку, что ему нужно помочь медведице научить медвежонка правильно говорить слова. «Собирает медведица сына на прогулку и спрашивает, как его одежда называется, а тот отвечает: «Шарфиик, шапкаа, вареежки, валеенки». Медведицасердится: «Все не так назвал, безобразник!» А как же надо? Произноси со мной слова так, чтобы голос сильнее звучал вначале слова: «Шаарфик, ваарежки, вааленки». Молодец! А теперь давай научим медвежонка говорить правильно».
«Подбери слово!»
Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»; название фрукта, в котором был бы последний звук слова «гора» (ананас, апельсин); подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.Задания на развитие фонематического слуха следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ученика фонематические навыки.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная деятельность
- Безопасность
- Охрана труда
- Музей «Русская изба»