Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та
естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.
Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте
подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью
(напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его
индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой
деятельности.
Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость,
сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым емунравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.
1 «Зоопарк»
Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.
Количество игроков – 4-20 человек.
Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека.
Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного.
Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное.
Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.
Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.
2 «Попробуй повторить»
Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки,
количество слов в которых постепенно увеличивается:
· Дарья дарит Дине дыню.
· Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
· В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
· Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
· Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише.
Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
3 «Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 5-20 человек.
Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.
Методические указания.
· Во время игры следует соблюдать полную тишину.
· Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза
или надеть повязку.4 «Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков – 10-12 детей.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал
другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания.
· Мячи можно только передавать, но не бросать.
· Количество мячей можно увеличивать.
· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
5 «Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в
пространстве.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: колокольчик.
Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными
ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из
игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от
водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):
Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».
Методические указания.
· Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с
колокольчиками и т.п.).
· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не
пойманным.
6 «Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Количество игроков может быть любым.Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими
веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.
Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.
7 «Где стереть?»
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Количество игроков – 4-10 человек.
Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.
Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.
8 «Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и
произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Количество игроков – 6-8 человек.
Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры.
Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
Собрать только круги (цвет не имеет значения).
Собрать треугольники красного цвета.
Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.
Возможны и другие варианты.
Методические указания.
Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»