Культура здорового потребления пищи, которая бы передавалась от взрослых к детям, в наших детствах (тех, кому сейчас от 20 и больше) не была развита. Что не удивительно, если только в наше время рождается первое поколение детей, которое не увидит живых свидетелей последней мировой войны. Не до культуры здорового потребления было, а было просто: «ешь, что дают, и радуйся тому, что это есть.»
Эта установка сохранялась на протяжении нескольких разных поколений, поэтому сейчас не один родитель впадает в недоумение, растерянность и бессилие, когда сталкивается с проблемами питания у своего ребёнка. Мы не научены отказываться и выбирать, и тому же интуитивно пытаемся обучить ребёнка. Однако, современные дети окружены изобилием еды, и логично недоумевают, в свою очередь, зачем им мучить себя невкусным, когда можно есть вкусно. Так что делать, чтобы всем было вкусно, здорово и сбалансированно?
Шаг I.
Сначала примите важную идею, которая может перевернуть ваш семейный уклад: ребёнок не обязан питаться по вашей схеме питания, потому что «у нас в семье мы/я/родственник/все едят так». Дело даже не в психологическом аспекте, что он личность, и тому подобное, а в том, что у ребёнка может быть совсем другая конституция организма и совсем другой баланс веществ. Это даёт результат в виде того, что ему может нравиться совсем другая еда, чем вам, потому что он иначе чувствует её вкус и ему нужны совсем другие химические элементы для развития.
Шаг II.
У всех нас разный баланс веществ в организме. И очень часто организм каждого интуитивно просит то, что ему не хватает. Не ругайте детей за то, что они просят что повкуснее — лучше разберитесь, какие вещества преобладают в этом «повкуснее». Параллельно, я предлагаю не приучать и не приучаться самим к мысли, что десерт — это обязательно сладкое, обязательно после основной еды, и обязательно награда. Тогда ни вам, ни ребёнку не будет хотеться сладкого только потому, что это награда и запретный элемент одновременно.
Шаг III.
Начните с себя. Обязательно, иначе никак. Первое, с чего нужно начать — это освоить технику потребления пищи, в которой вы будете точно знать, почему она вам нравится или не нравится. Для этого запомните, что пища обладает пятью основными свойствами: температура, цвет, вкус, запах, текстура/консистенция. Между прочим, не забывайте, что у текстуры еды две точки соприкосновения с вашим организмом: во рту и на пальцах. Да, неприятные ощущения на подушечках пальцах могут быть весомой причиной избегать некоторых блюд.
Чтобы всё это запомнить, выучить и научиться применять на практике, рекомендую в течение недели разбирать на перечисленные компоненты каждую еду, которую вы употребляете. В составе сложных блюд (рагу, например), разберите по пяти свойствам каждый компонент блюда отдельно.
Шаг IV.
Начните параллельно обучать этому ребёнка. Этому можно начинать обучать, как только вы, пробуя любое блюдо, сможете чётко объяснить вашему ребёнку, почему вам это понравилось или не понравилось. На этом же этапе обратите внимание, где, как и чем вы едите. Где: освещение, цвет комнаты, загруженность пространства (членам семьи может быть неудобно в маленькой кухне, что может провоцировать, например, мелкие конфликты). Если вы позволяете есть в другой комнате, помимо кухни, обратите внимание, какому пространству отдаётся большее предпочтение и почему. Обратите внимание на удобство столов и стульев (или на чём вы едите).
Как: удобная ли поза для употребления пищи. Помните: то, что удобно для вас, может быть неудобно для ребёнка; я всегда ела и ем дома (и в местах, где это позволительно и удобно) либо сидя по-турецки, либо положив одну ногу под себя. Родители смирились с этим ещё в начальной школе, и ничего страшного не произошло. Мой позвоночник в порядке, как и у многих людей из Индии и Японии, думаю.
Чем: например, мне удобно есть роллы палочками и неудобно вилкой/ложкой. У моей родственницы обратная ситуация. И это нормально. У нас всех разная моторика и разная конституция пальцев. И вам, и вашему ребёнку может быть неудобно есть какими-то столовыми приборами. Попробуйте понаблюдать и поэкспериментировать.
Шаг V.
Медицина. Обратите внимание, что ребёнок может не есть, потому что у него могут быть медицинские проблемы с зубами, деснами, гортанью, пищеводом, кишечником и даже анусом или уретрой. Это особенно касается детей, которые ещё не умеют говорить. Поэтому, если речь о детях, которые не могут говорить — обязательно обследуйте его на предмет каких-либо повреждений/болезней в организме. Если ребёнок умеет связно говорить — подробно расспросите, какие у него ощущения, когда он употребляет нелюбимый продукт/пищу.
Помните, что ребёнок может не идентифицировать боль, как боль, поэтому на вопрос «у тебя болит здесь?» может ответить отрицательно. Спрашивайте об ощущениях, и предлагайте игровые метафоры, например: от этой газировки как будто фейерверки в носу, да? Лучше постепенно обучать ребёнка чётко описывать свои ощущения, но это совсем другая история, а для совсем маленьких отлично подходят метафоры. Если у вас нет уверенности, что отказ от пищи может быть спровоцирован медицинскими причинами — лучше обратитесь к врачу.
НЕ ПРИУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ к диетам или вегетарианскому/веганскому типу питания не посоветовавшись с врачом. Задача здорового питания — обеспечить необходимый баланс химических веществ в организме и доставить эстетическое удовольствие от комфортного потребления. Всё. Пытаясь самостоятельно решить за организм ребёнка, что ему нужно, вы рискуете нарушить и баланс, и удовольствие.
Шаг VI.
Наконец, если ваш ребёнок что-то долго отказывается есть и это нельзя заменить (например, отказывается от мяса и рыбы), обратитесь к квалифицированному врачу с вопросом, как можно «добрать» нехватку витаминов (если она вообще есть, что также надо выяснять у врачей). Ребёнок может отказываться от определённого типа еды как раз от переизбытка каких-то компонентов в организме. И это тоже нормальный процесс. Кроме того, переизбыток элементов нередко искажает вкус пищи, что для взрослого человека является отличной сигнальной системой. Если вы почувствовали однажды, что вкус привычного блюда кардинально изменился — это может быть сигналом, что пора наведаться к врачу.
Не пытайтесь заставлять есть, уговаривать есть, награждать за акт потребления пищи. Просто освойте азы здорового питания (об этом в прикрепленном видео), культуры потребления пищи и обучите этому ребёнка. Детям лет с 6 уже можно простыми словами рассказывать и объяснять про химию и физиологию, которые связаны с едой.
Всё это — нормальный процесс здорового воспитания человека, который впоследствии будет сам интуитивно выстраивать своё питание. А главное, что основываться он будет не на традициях, а на здоровом балансе науки и личных предпочтений.