В психологии под адаптацией понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В педагогике адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
И мы сегодня поговорим, что такое адаптация совсем еще маленького человечка в новом окружении.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, наступает волнения и тревоги, как у детей, так и у родителей. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей рядом, новые требования к поведению, новое помещение, новый стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Беспокойство родителей в таких вопросах:
-Как примут ребенка в детском коллективе?
-Какие отношения сложиться у него с воспитателем?
-Не будет ли малыш часто болеть?
-Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?
Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим детей в свою группу. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требуют малыши двух-трех летнего возраста, так как в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптационный период – серьезное испытания для детей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, правильной организации воспитательного процесса. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественнойпсихологии (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан, А.В. Мудрик, и др.)
Исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации к детскому саду и является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
В процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности. Во- первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания.
Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же, поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ, эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет.
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.
Для того чтобы управлять процессом адаптации, воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе.
Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача воспитателя: успокоить взрослых, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.Детский сад должен стать реальной, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на доверии, успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»