Основы воспитания детей закладываются в дошкольном
возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна
начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика
любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И,
конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго
запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с
которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь;
папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года
– и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и
розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей
действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает
необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к
сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно.
После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже
жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с
грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к
горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления
ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость
быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские
впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно
оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют
поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На
данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера,
требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны
ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки,
утюги, электроплитки, обогреватели и т. п. – следует убирать в такие места,
откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка
не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от
него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей
считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из
отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам,
просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его,
тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях.
Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети
остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом
присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться
самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на
предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая
естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и
угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они
возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем
самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными
предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для
детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же
время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит
на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо
периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест
потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
• Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место,
думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
• Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой
– голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае
пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
• Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их
чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно
нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить
пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и
тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться
чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем
случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении
позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные
истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и
пожаров.
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования (при наличии)
- Платные образовательные услуги
- Руководство
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся (с указанием информации о наличии или отсутствии)
- Финансово — хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Наши группы
- Для вас, родители
- Психическое развитие детей раннего возраста
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Компенсация родительской платы
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
- Инструктор по плаванию Абуздина А.Ю
- Инструктор по физической культуры М.С.Кузнецова
- Советы учителя — логопеда
- Консультации психолога
- Методическая копилка
- Инновационная педагогическая площадка
- Безопасность
- Специальная оценка условий труда
- Музей «Русская изба»