Каждый родитель знает, как сильно дети любят смотреть мультфильмы. Но взрослым необходимо серьёзно задуматься, полезные или вредные мультфильмы смотрит ребенок и что остается у него в голове после просмотра. Отношения с мультфильмами у мам и пап встречаются разнообразные и часто противоречивые. С одной стороны, очень удобно включить малышу мультик, и хоть немного заняться своими делами и в спокойной обстановке попить чаю. С другой стороны, есть ощущение, что оставлять этот вопрос без контроля опасно. Часто с экранов телевизора прямиком в детскую душу льется такое, чего ни один родитель не пожелал бы своему ребенку. Вот несколько советов, как правильно выбрать мультфильм для ребёнка.
Совет 1 Выбирайте реалистичных героев
При выборе мульфильма для детей, обратите внимание на то, что внешний вид, голос героя должны быть естественными, так как в игре дошкольники используют атрибуты мультипликационных ролей (украшают одежду, изменяют прически, используют кукол-персонажей). Дети копируют героев и используют способы разрешения ситуаций, которые те демонстрируют.
Когда ребенок смотрит мультфильм, он сравнивает себя с героем и учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Если персонаж имеет неестественный вид, в сюжете должно быть объяснение этому.
Родителям следует выбирать героев с реалистичными характерами. Если у персонажа внешних черт больше чем внутренних, дети не запомнят героя и не будут подражать ему. Дети не могут сравнить себя с неестественными и гротескными героями. Если герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, у ребенка искажается гендерная идентичность.
Пример из практики. В ходе исследования, проведенного Московским городским центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, дошкольникам показали мультфильм «Смешарики». Позже детям предложили поиграть с игрушками-персонажами. Все дети (участвовали 60 дошкольников) опробовали игрушки «Смешарики» как мяч. Причина действий детей в том, что игрушки напоминают мяч: круглые, упругие, мягкие.
Проанализируйте действия и речь героев: они должны быть понятны детям, темп речи должен быть медленным, с интонационными паузами. Если ситуации мультфильма не соответствуют реальной жизни детей, они не захотят подражать персонажам и не поймут происходящего. Непонятные детям моменты, которые встретились в мультфильме, нужно объяснить.
Совет 2 Защитите ребенка от агрессии
Старайтесь избегать мультфильмов, которые побуждают к причинению вреда своему здоровью и самоубийству, а также насилию над людьми и животными. Согласно законодательству, продукция с таким содержанием должна иметь маркировку «18+».
Помните, что через просмотр мультфильма ребенок усваивает модели поведения. Ребенок переносит на себя эмоциональное состояние героя. Если главный герой ведет себя агрессивно и наносит вред другим героям, дети копируют это поведение. Персонаж мультфильма для ребенка – образец, которому можно подражать.
Ребенок учится жестокости, когда на экране персонаж издевается над немощными и старыми людьми, наносит вред животным и природе. Дети злятся и агрессивно ведут себя со сверстниками.
У дошкольника снижается инстинкт самосохранения, если он видит в мультфильме опасные примеры поведения. Копируя действия мультипликационного героя, он может нанести вред своему и чужому здоровью.
Совет 3 Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты
Прежде чем разрешить ребёнку смотреть мультфильм, оцените скорость предъявления видеоряда в мультфильме. После просмотра мультфильмов с высокой скоростью смены кадров и сильной динамикой дети становятся гиперактивны, невнимательны, плохо запоминают информацию, не могут решать познавательные задачи. Выбирайте мультики, где кадры сменяют друг друга плавно.
Яркие мультфильмы с контрастными неестественными цветами вызывают сильные переживания у детей, утомляют нервную систему. Избегайте мультфильмы с большим количеством спецэффектов. Дети эмоционально реагируют на них, после просмотра агрессивно ведут себя со сверстниками и не слушают взрослых. Также спецэффекты мешают детям понять смысл событий.
В мультфильмах для дошкольников важны сюжетные паузы. Когда в мультфильме нет сюжетных пауз, дошкольники не успевают осмыслить то, что происходит на экране. Если ребенок не понимает сюжет, он не усваивает нормы и образцы поведения, не может построить полноценную игру по мотивам мультфильма. Например, дети не используют сюжеты в свободной игре с игрушками-персонажами.
Избегайте многосерийные мультфильмы. Из-за большого количества серий ребенку трудно запомнить сюжет. Это мешает дошкольнику понять события, которые происходят на экране.
Совет 4 Воспитывайте мораль
Для просмотра выбирайте мульфильмы, которые транслируют общепринятые моральные нормы. Ребенок учится понимать, что такое добро и зло, именно через сказки и мультфильмы. Поступки и убеждения героев дошкольники воспринимают некритично, как правильные и естественные.
Если плохие герои остаются безнаказанными, ребенок не усваивает, что хорошо, а что плохо. Он пренебрегает запретами, не слушается взрослых.
Можно показывать детям мультфильмы, в которых присутствуют не натуралистические сцены насилия, если в сюжете добро торжествует над злом, герои выражают сострадание к жертве или осуждают насилие. Такие мультфильмы имеют маркирвоку «0+».
Исключите мультфильмы, которые содержат нецензурную брань, а также вызывают желание употребить наркотики, табак и алкоголь. В сюжетах герои не должны оправдывать противоправное поведение, неуважение к родителям или другим членам семьи.
Чтобы мультфильмы в вашей семье приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза. Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он соответствует ценностям семьи, насколько он полезен ребенку в данный момент времени. Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями. После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время столько раз, сколько захочет ребенок.
Описанные выше советы помогут выбрать мультфильм, который подойдет именно вашему ребенку, в простой и понятной форме донесет идею позитивного восприятия себя и окружающего мира, научит справляться со страхами и трудностями. А совместный просмотр хороших заранее отобранных мультфильмов – замечательное семейное занятие, которое решает сразу несколько задач. Вы общаетесь с ребенком, становитесь ближе друг другу. Вы учите ребенка думать и анализировать, развиваете мышление и речь, вы передаете ему ценности, нравственную основу и культурный багаж семьи.
Мультфильмы – целый волшебный мир, яркий и сказочный, дети их просто обожают. Подарите ребенку лучшие из них, будьте с ним рядом, разделите радость и научите хорошему. Приятного просмотра!