Данная статья расскажет вам о первой встрече логопеда с ребенком, о процессе знакомства и налаживания общения, что очень важно для дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Знакомство с логопедом играет решающую роль в налаживании общения и становится первой ступенью плодотворного сотрудничества. Именно «сотрудничества», ведь результат зависит от усилий нескольких сторон: логопеда, родителей и самого ребенка.
К сожалению, большинство современных детей имеют те или иные отклонения в развитии речи. Даже если все звуки выговариваются четко и правильно, возникают другие трудности: дислексия, дисграфия, ограниченный словарный запас, неумение правильно строить предложения. Когда малыш приходит в школу, скрытые проблемы дают о себе знать. Чтение лучшей литературы и «осознанное родительство» не заменят своевременной консультации у квалифицированного логопеда. Специалист не только выявит отклонения в речи, но и покажет родителям направление, в котором необходимо развивать ребенка. С некоторыми трудностями можно справиться, занимаясь дома самостоятельно.
Малышу исполнилось два года, а он молчит? Настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту. Да, Эйнштейн тоже не разговаривал до трех лет, а потом стал гением. Но зачем рисковать и надеяться на чудо, если можно прояснить ситуацию у логопеда? До двухлетнего возраста логопедические занятия не проводятся. Гораздо эффективнее будет читать малышу книжки, посещать групповые занятия по раннему развитию, играть в пальчиковые игры, побольше общаться и поменьше показывать мультики… даже «развивающие». Логопеды, специализирующиеся на раннем возрасте, рекомендуют приводить малыша на первую консультацию не раньше 2-х лет. Специалист подскажет, как сделать процесс развития речи более эффективным, направит, если это необходимо, на консультацию к другим специалистам. Проблема с произношением звуков у детей старше 5 лет — четкий сигнал для посещения логопеда. Чаще всего именно в этот период родители начинают беспокоиться и обращаются за помощью. Сигналом, что с ребёнком нужно как можно быстрее идти к логопеду является появление в речи малыша так называемых «искажённых» звуков, то есть таких звуков, которых нет в родном языке. Например, горловой [Р]. Если же ребёнок заменяет или пропускает звуки, то это может быть вариантом возрастной нормы.
В каком же возрасте ребёнок должен чётко произносить те или иные звуки?
* До 4 лет должно полностью исчезнуть смягчение звуков, а слова, в которых есть [ЛЬ] и йотированные гласные, должны звучать в соответствии с нормами родного языка, появляются звуки [С], [Сь], [З] и [Зь].
* До 5 лет должны полностью сформироваться звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
* До 6 лет формируются звуки [Р], [Рь], [Л].
Как проходит первое занятие с логопедом?
Многие родители слышали сказки о том, как волшебник-логопед на первой же встрече «поставил» малышу все звуки. Хорошо, если ваш случай будет таким же счастливым. Однако не стоит делать поспешные выводы, не увидев изменений за 1-2 занятия. Ведь то, насколько быстро можно будет увидеть результат от логопедических занятий, зависит от ряда факторов, и в первую очередь — от механизма нарушения звукопроизношения (дислалия это или дизартрия). При дислалии звук может быть поставлен на первом же занятии, а вот при дизартрии коррекция звукопроизношения может занять не один год. Дело в том, что при дизартрии нарушен мышечный тонус артикуляционного аппарата и для его восстановления потребуется подключение логопедического массажа, кроме того, меняется тактика проведения артикуляционной гимнастики, усложняется этап постановки звуков, удлиняется и качественно меняется этап автоматизации звуков.
На первой встрече логопед ставит перед собой несколько задач: расположить ребенка к себе; провести диагностику и выявить проблемы; познакомить малыша со строением речевого аппарата; обучить начальным логопедическим упражнениям и играм, наметить примерный план предстоящей коррекционной работы.
Каждый логопед имеет собственный арсенал инструментов и методик, по которым работает с детьми. К «пациенту» требуется индивидуальный подход. Одного мотивирует похвала, другой сделает все за наклейку, третий нуждается в дисциплине, четвёртого мотивирует увлекательная игра. На первом занятии желательно присутствие родителей чтобы они сами видели, как ребёнок выполняет задания, на что логопед обращает особенное внимание.
Из-за физиологических особенностей ребенок не может удерживать внимание больше 15 минут, поэтому квалифицированный специалист не забывает о смене видов деятельности во время занятия. Артикуляционная гимнастика проводится в форме игры: так ее легче запомнить и интересней делать даже дома. Использование наглядных материалов, логопедических сказок, конструкторов, игр и песенок помогает удерживать внимание. Не расстраивайтесь, если увидите, что малыш устал. Он не просто игрался, а работал. Некоторые начинают зевать во время артикуляционной гимнастики и это тоже нормально.
По окончании встречи логопед дает рекомендации родителям. Здесь, как и в школе, уместно домашнее задание на закрепление материала, ведь именно так закрепляются умения и получается успешный результат.