На протяжение трех лет работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, мной была выявлена закономерность, что у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенность в движениях детской руки, тем тоньше, тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка ,тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Лепка из глины или пластилина, рисование, составление узоров или фигур из палочек. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Игры манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей я использую бельевые прищепки, используем крышки от бутылок. Заданий и упражнений очень много, единственное надо учитывать индивидуальные особенности ребенка.