В современном обществе особенно актуальным является развитие речи детей.
Все больше детей дошкольного возраста испытывают трудности в развитии речи. Между тем, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения. Здесь не обойтись без развитой речи.
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами.
Волшебное возникновение продукта художественной деятельности доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, развивает речь, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость.
Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, в дальнейшем, в более старшем возрасте учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
Важную роль в воспитании и обучении дошкольников играет изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Изобразительная деятельность дает детям возможность познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.
Этот вид деятельности приносит детям радость, вызывает положительные эмоции, развивает творческие качества, наблюдательность, способствует развитию чувства прекрасного. Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, что тесно связано с развитием активной речи ребенка.
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
— происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических функций, связной речи);
развитие номинативной (репрезентативной) функции речи;
— осуществляется становление и развитие коммуникативной речи — как средства общения;
— развивается регулирующая и программирующая функции речи;
— совершенствуется эмоционально-выразительная сторона речи.
В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с незнакомыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.).