Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения был эффективным.
Понятие «инклюзивное образование» определено, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получить качественное образование, но и адаптироваться к школе.
Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых
форм и способов организации обучения.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т. д.
Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П.
Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
1 Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2 Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3 Дети с нарушением речи (логопаты);
4 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5 Дети с умственной отсталостью;
6 Дети с задержкой психического развития;7 Дети с нарушением поведения и общения;
8 Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только
компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями, другой —
относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и Частый повтор упражнений с элементами новизны
• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
• Конкретность и доступность заданий
• Умеренный темп работы
• Постоянное поддержание интереса к занятиям
И вот я задумалась, как же на протяжении всего времени поддерживать интерес у детей. В моей работе мне очень помогают авторские методики В. В. Воскобовича, Вячеслав Вадимович Воскобович — автор многих развивающих игр. «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы», серия «Чудо- головоломки», математические сказки и многие другие игры Воскобовича активно используются для развития способностей детей. Эти игры не только развивают малышей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира. Особенность игр Воскобовича
является широкий возрастной диапазон участников, когда в одну игру могут играть и трехлетки и семилетки, а также сказочность игр. В игре незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Одна из самых популярных игр Воскобовича — «Геоконт», или, как ее часто называют «дощечка с гвоздиками». На эти гвоздики натягивается резинка и получаются изображения различных предметов — фигур, цифр, силуэтов животных. Можно создавать по образцу, а можно и самому придумать какое-то изображение. Игра «Геоконт» развивает моторику кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности ребенка.Еще одна популярная игра — «Квадрат Воскобовича» (или «Игровой квадрат»). Эта игра состоит из 32 жестких треугольников, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко сгибается в разные стороны и из него можно сконструировать разные фигуры. Даже малыши 2-3 лет складывают самые простые изображения этой игры (дом, конфета). Ребят постарше ждут задачки потруднее.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т. к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. При постановке или дифференциации звуков используем приложения к «Коврографу Ларчик» — наборы букв на фанерной, картонной и прозрачной основах, при звуко — буквенном, слоговом анализе и синтезе – «Теремки Воскобовича» и «Складушки», при совершенствовании навыков чтения — «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2».
Эрудиты «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька» помогают знакомству с буквами, тренируют навыки чтения, учат составлению слов, закрепляя навыки языкового анализа и синтеза, обогащая словарь, развивая словотворчество.