В последнее время увеличилось число детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в речевом развитии. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика.
Логоритмика — это своеобразная форма коррекции, основанная на взаимосвязи музыки, движения и слова. Она является одной из составляющих воспитательно — образовательного процесса в группах для детей, имеющих проблемы в речевом развитии [1, c. 133]. Но, также она может вполне успешно применяться в любой группе дошкольного образовательного учреждения.
Основными задачами логоритмики являются:
1 Развивать внимание, слуховое восприятие.
2 Развивать пространственную ориентировку.
3 Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
На занятиях по логоритмике музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. В логопедической ритмике помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, также встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, коррекцию и совершенствование его речи, овладение определенными двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Лечение — коррекция движением, предполагающее использование всех видов и форм в качестве лечебного фактора, называется кинезитерапией.
Логоритмика — это одна из составляющих элементов кинезитерапии, и значит, здоровье — сберегающий фактор и средство профилактики расстройств речевого характера. А лечебное воздействие движений исследованы и доказаны отечественными и современными учеными.
Отмечается, что непосредственно образовательная деятельность по логопедической ритмике задействует все разнообразие анализаторов.
«Вообще, учитывая взаимодействие разных анализаторов, следует при обучении речи пользоваться многими из них. Большее число анализаторов обеспечивает более быстрое образование навыка и, главное, большую устойчивость его». (М.Е. Хватцев) [2, c. 201].
Таким образом, задействуя все множество анализаторов в процессе непосредственно образовательной деятельности, педагоги могут содействовать развитию мышления, которое идет в неотрывной связи от развития речи, а также способствовать формированию всех психических процессов и эмоционально — волевой сферы в целом[4, c. 102].
В дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время ведется работа комплексно творческой группой педагогов: учитель — логопед — воспитатели — музыкальный руководитель и родители. Совместным трудом педагогов является перспективный план развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием логопедической ритмики. В плане отражена координированная работа педагогов, расписаны логоритмические упражнения, используемые в различных видах детской деятельности, работа с родителями. И, как результат совместной творческой работы, запланирована одна непосредственно образовательная деятельность в месяц (девять НОД в год).
Некоторые элементы логопедической ритмики, как часть непосредственно образовательной деятельности, используются учителем — логопедом на каждом занятии по развитию речи. Это артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, скороговорки, чистоговорки. Педагоги, на свое усмотрение, могут включить в свою работу динамические упражнения, массаж, зрительную гимнастику, подвижные, малоподвижные, коммуникативные, пальчиковые игры [4, c. 23].
Музыкальный руководитель также может включить в свои занятия логоритмические упражнения. Весь материал проводится с движением под музыкальное сопровождение. Может использоваться фонограмма.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. В начале учебного года на собрании родители ознакамливаются с планом работы по логоритмике, разъясняется, что такое логоритмика, раскрывается ее значение в развитии детей. Материал по логоритмике выставляется в родительский уголок. Родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов, костюмов, в работе по логопедической ритмике.
Игровое построение занятий — непосредственно образовательной деятельности поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Коррекция моторики дошкольников, имеющих речевые недостатки, способствует более быстрому и эффективному преодолению их речевых расстройств [5, c. 11].
Несомненно, что логопедическая ритмика является средством профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а также здоровьесберегающим и развивающим фактором в воспитательно — образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Список литературы
1 Быстрова Г.К., Сизова Э.П., Шуйская Т.Л. Логопедические игры и задания. – СПб.: Кара, 2001 — 238 с.
2 Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2001 — 234с.
3 Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 156 с.
4 Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 — 126 с.
5 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. — К.: ГИППВ, 1997 — 133 с.