В подготовительной группе Графический диктант можно выполнять в трех вариантах:
1 Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2 Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
3 Ещё один вариант графического диктанта: с помощью схемы, с указанием числа клеточек и их направлений стрелками (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого.
Графические диктанты можно дополнять загадками, скороговорками, чистоговорками и
пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания подбираются по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по графическим диктантам, выполняйте с ним задания с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь или листочки в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте ребенку, следите за тем, чтобы он не ошибался.
Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами в подготовительной группе не должна превышать 20 – 25-ти минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно проговорите с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Покажите, где право, где лево, где верх, где низ. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
Чтобы ребенку легче было ориентироваться на листке бумаги, можно в верхнем левом углу
поставить букву Л(лево), а в правом верхнем букву П(право). Объясните ребенку, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите, как надо считать клеточки.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку.
Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант.
Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика.
Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения.
Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Совсем недавно,ребята, мы с вами познакомились с новым видом рисования, рисования по клеточкам графическим диктантом. И вот скажите мне графический диктант для вас трудное задание или ига?