Разработка утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей с ОВЗ обусловлена многими факторами. Прежде всего, это увеличение количества и степени тяжести различных отклонений в развитии речи детей. Ежегодное обследование детей показывает, что примерно у 70% детей, т.е. 10 человек из 14, наблюдаются нарушения в речевом развитии.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, особенно на его личностном развитии.
Особенности психического развития детей с нарушением речи: отставание в развитии познавательных процессов: восприятия, внимания (активного и произвольного), мышления
замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой и моторной
— быстрое пресыщение любым видом деятельности (быстро устают, теряют интерес к любым видам деятельности) испытывают затруднения в общении с окружающими свойственна раздражительность, повышенная возбудимость, дети эмоционально неустойчивы
дети не способны к длительным волевым усилиям
Имеется ряд особенностей в физическом развитии детей с нарушением речи.
Особенности физического развития детей с нарушением речи:
— гипер — или гиподинамия;
— мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
— нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание,
прыжки в длину, метание);
— нарушение ручной моторики;
— общая скованность и замедленность выполнения движений;
— дискоординация движений;
— несформированность функций равновесия;
— недостаточное развитие чувства ритма;
— нарушение ориентировки в пространстве;
— замедленность процесса освоения новых движений;
— нарушение осанки, плоскостопие;
— заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Цель утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики – создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, которое является основой для развития психических процессов, активной познавательной детской деятельности в течение дня и успешной коррекционной работы.
Комплексы утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики разработаны на 2 возрастные группы (старшая, подготовительная), рассчитаны на неделю. Утренняя зарядка проводится в форме игры, имеет единый сюжет, который основывается на лексической теме недели.
Комплекс утренней гимнастики рассчитан на 10 минут и, как любое физкультурно оздоровительное мероприятие, имеет 3 части (вводная, основная и заключительная).
1 Цель вводной части коррекционной гимнастики – мотивация к предстоящей деятельности. Например, тема недели «Зоопарк». Старшей группе рекомендовано загадать загадку по теме, а в подготовительной группе — проблемный вопрос: «Могут ли дикие животные жить в городе?».
2 В основную часть гимнастики входят:
— различные виды ходьбы и бега, которые предназначены не только для тренировки всех функциональных систем организма, но и для согласования движений рук и ног, для формирования пространственной ориентации, для развития ритма движений. Усиливает ритмический эффект звуковое сопровождение ходьбы и бега. Это может быть стихотворная форма, счёт, музыкальное сопровождение, звуки ударных инструментов (бубен).
— дыхательные упражнения – выполняются с целью восстановления дыхания после нагрузки;
— элементы психогимнастики – проводятся с цель восстановления и сохранения эмоционального благополучия (игровые задания, элементы психологических этюдов, пантомима, пластические упражнения);
— элементы логоритмики, т.е. движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.).
В практике использования приёма «речь с движением» могут быть использованы различные тексты, но для повышения мотивации у детей, а также более чёткой ритмической организации удобнее и продуктивнее использовать стихотворные тексты, так как здесь решаются непосредственно логопедические задачи.
Приём «речь с движением» проводится в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения речью происходит быстрее, а проговаривая текст вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса.
Речевой материал предварительно не выучивается. Упражнения проводятся или по подражанию, или предлагается творческое осмысление речевого материала.
— подвижная игра – для увеличения двигательной активности, эмоциональной окрашенности гимнастики, формирования активности и умения взаимодействовать с участниками игры.
Чтобы дети не перевозбуждались, целесообразнее проводить игры средней подвижности. Если проводится игра высокой подвижности, то сокращается время игры и ограничивается игровое пространство. Для развития произвольных процессов обязательно обращается внимание на соблюдение правил игры.
В заключительную часть утренней гимнастики включены:
— упражнения для кистей рук – это активные упражнения и игры для пальцев рук, с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, малых мячей и др.
— дыхательные упражнения – выполняются для отработки правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения могут сопровождаться звуком, движением, может использоваться инвентарь и пособия.
Содержание утренней гимнастики не является статичным и зависит от коллектива детей, их физических, речевых возможностей и их эмоционального состояния на данный момент.
Новый комплекс утренней гимнастики целесообразно вводить на следующий день после запуска лексической темы.
Ожидаемые результаты использования утренней коррекционно- оздоровительной гимнастики:
— утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является составной частью коррекционной работы детского сада (проводится ежедневно с детьми логопедических групп ДОУ);
— у детей улучшается настрой на образовательную деятельность;
— т.к. утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика проводится в форме игры, то привлекает детей своей живостью, эмоциональностью и без специальных установок настраивает детей на выполнение упражнений;
— увеличение посещаемости УГ
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы ДОУ.