Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для
ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
1 «Блинчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
2 «Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
3 «Чашечка».
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» — «кружечки».
4 «Грибок».
Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу,
напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба,
удерживать 15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
1 «Часики».
Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
2 «Качели».
Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
3 «Лошадка».
Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком
отрывается; проделать движения до 15 раз.
4 «Гармошка».
Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская
языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому
необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов
(бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка- га-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.
— Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т.п.
— Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие
словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д.
задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет прокуклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты
продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:
1 подбор синонимов к изолированному слову;
2 объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
3 замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений:
«Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался
слезами, проливал слезы».
4 составление предложений со словами синонимического ряда;
5 составление рассказа со словами синонимического ряда.