Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий, как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев, и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых.
Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми). Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы родителям:
1) высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
2) силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
3) каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром:
«Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»;

4) не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите
убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.
Что делать, если ваш ребенок дерется
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессии:
1) отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
2) предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
3) физически удержать от нападения;
4) дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые
контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
1) ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным,
пессимистичным;
2) ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
3) телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессии:
1) сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует
насильно принуждать ребенка к извинению;
2) удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
3) ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
4) если используется наказание , то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет
причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
5) не отвечать агрессией на агрессию;
6) терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.

Психолог Н.И.Луковникова.