Социальная проблема в условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям-инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в равных областях жизни, включая образование.
Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей- инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, к дошкольных (образовательным учреждениям относятся
образовательные учреждения следующих видов:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей пред
школьного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников.
В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение,указание на ущербность: на латыни это слово
означает «бессильный», «негодный».Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.
Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Как утверждают специалисты, с каждым годом «нестандартных» детей становится больше, и для их обучения и воспитания требуется дополнительные ресурсы.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальнаяадаптация невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у него просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще
усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Окружающие видят их отличие, их особенности, и думают, что и общаться с ними надо иначе, а вот как — порой не знают.
Инклюзивное образование является одной из форм вариативного развивающего образования, представляющего возможность каждому ребенку независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровня детского развития, удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования и подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы социализации и социальной адаптацией последних. Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социальная адаптация — специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.