«Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет ) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
• угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
• замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или
развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Так же не редкость:• Моральная жестокость, согласно методическим рекомендациям, проявляется вследствие
отсутствия соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви
к ребёнку и др. обстоятельств.
• «Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица их заменяющие:
алкоголики; наркоманы; юные родители, не имеющие навыков родительства; родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные».
• К внешним проявлениям последствий моральной жестокости методические рекомендации
относят:
• -отставание в весе и росте от сверстников;
• -педикулёз, чесотка;
• -частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• -запущенный кариес;
• -отсутствие прививок;
• -задержка речевого и психического развития;
• -неряшливая одежда;
• -утомлённый сонный вид ребёнка, бледное лицо, опухшие веки;
• -у грудных детей опрелости и сыпи.
• Среди особенностей поведения детей, якобы свидетельствующих о моральном насилии родителей по отношению к ним ,в рекомендациях перечислены: неумение играть;
постоянный поиск внимания или участия; крайности поведения — инфантилизм или принятие роли взрослого, поведение в «псевдо взрослой манере», агрессивность или замкнутость, гиперактивность или подавленность, неразборчивое дружелюбие или не желание общаться; жестокость к животным; мастурбация, раскачивание на стульях, сосание пальцев и пр. (перечень признаков не исчерпывающ).
В рассматриваемых рекомендациях описывается также эмоциональное (или психологическое насилие) — как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение», к которому относятся:
-словесные угрозы в адрес ребёнка, постоянная критика ребёнка;
-лишение ребёнка социальных контактов;
-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или
возможностям;
Особенностями детей, подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию, по мнению
составителей методических рекомендаций, являются:-невозможность детей сконцентрироваться;
-плохая успеваемость;
-низкая самооценка;
-гнев, агрессия;
-неврозы, энурез, тики, ожирение, кожные заболевания, астма и т. п.
Последствия у детей

Но каковы могут быть последствия жестокого обращения с детьми? К сожалению, исход подобных действий обычно заканчивается плачевно. Давайте посмотрим, что же может произойти с ребенком, если к нему применяется любое насилие. Во-первых, у него будут наблюдаться отклонения в развитии и росте. Такие дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. Кроме того, малыши выглядят зашуганными и стараются не приближаться лишний раз к своим родителям. Кроме того, дети, в отношении которых применялось насилие, стараются избегать общества. Они имеют огромное множество страхов, порой необоснованных.
Прежде чем начинать с кем-то дружить, ребята «спрашивают разрешения» у родителей.
Постоянные истерики, плохое поведение, низкая самооценка, плохая успеваемость — все это тоже следствие неправильного поведения в семье. Следует обратить внимание на таких детей. У деток постарше может проявляться также черта «нежелания» слушаться. Причем, независимо от того, кто диктует правила — учитель или родитель. С детской точки зрения это вполне нормально — если все равно попадет, то почему необходимо плясать под чью-то дудку? Так хоть не будет столь обидно. Гиперактивность и постоянное требование внимания в свой адрес — это тоже следствие жестокого обращения. Следует отвести ребенка к специалисту, чтобы тот вовремя помог справиться с проблемами, иначе последуют ужасные итоги. Когда немного повзрослел.
А вот у ребят в более сознательном возрасте, особенно в подростковый период, жестокое обращение накладывает уже видимый и вполне серьезный отпечаток, который будет преследовать их всю жизнь. Давайте посмотрим, что же может произойти. Для начала многие ребята, которые позволяли родителям проявлять жестокость в свой адрес, не прекратят плясать под их дудку никогда. Ни в 15 лет, ни в 20, ни в 40 Таким образом, личность ребенка и взрослого человека будет сломана. Далее, ребенок не будет чувствовать себя счастливым. А ведь счастье малыша — это то, что должен обеспечить любой хороший родитель. Никому не хочется проживать чужую жизнь. Кроме того, в мире нередки случаи детского и подросткового суицида.
Это тоже один из исходов жестокости в отношении ребенка. Детская психика — вещь неуравновешенная, ее легко сломать. Как видите, жестокость в отношении несовершеннолетних детей — это огромная проблема современного общества. Если вы подозреваете, что в отношении какого-то малыша может применяться насилие, присмотритесь к этой семье и сообщите о своих подозрениях в органы опеки и попечительства. Они обязательно должны будут принять меры по устранению жестокости в адрес ребенка. Малышу потребуется моральная и психологическая поддержка. Ребят, в отношении которых применялось насилие, следует водить на сеансы психотерапии. Там специалисты обязательно помогут справиться с проблемами, пока они не переросли во что-то более серьезное и намертво не засели в голове ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:  Заповедь первая: Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая: Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья: Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая: Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая: Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая: Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая: Оценивайте поступок,а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая: Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая: Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая: Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.