Как защитить детей от экранной зависимости? Ответы на этот не простой вопрос пытались найти родители и педагоги дошкольного учреждения, участвуя в мероприятии по профилактике экранной зависимости детей. Детство современных детей проходит в условиях особых рисков развития. Одной из тревожных тенденций являются факты, связанные с приобщением детей к гаджетам, начиная с младенческого возраста.
Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – прочно вошли в жизнь наших детей.
Не будем отрицать, это очень интересная, привлекательная,
завораживающая для детей деятельность, а дети стремятся делать то, что им нравится. Самим родителям тоже очень удобно, когда ребенок занят гаджетом – с вопросами не докучает, сидит себе спокойно, не отвлекает от важных дел, да и договориться проще – сделаешь что-то – получишь планшет, нет – извини. Кроме того, многие родители просто не понимают вред гаджетов, не видят в них опасности для своих детей.
Используя различные формы работы, (блиц-опрос, «большой круг»,
видеоинтервью, игры, мастер-класс) педагоги совместно с родителями рассматривали проблему компьютерной зависимости детей с разных сторон, пытались найти ту «золотую середину», которой стоит придерживаться при обращении детей с гаджетами. Родители выбирали из предложенных подсказок положительное и отрицательное влияние электронных устройств на развитие детей. Самостоятельно искали ответ на вопрос о том, какие же признаки могут говорить об экранной зависимости дошкольника. Выясняли, есть ли тенденция к компьютерной зависимости у их собственных детей.
После прослушивания мини-лекции педагогов о вреде гаджетов на физическое и психическое здоровье, речевое развитие дошкольников, многие родители согласились с мнением о том, гаджеты необходимо использовать только в развивающих целях и конечно же, дозированно, в зависимости от возраста.
С учетом физиологических особенностей, рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3−4 года — не более 10−15 минут 1−3 раза в неделю;
5−6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день;
7−8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9−10 лет — до 30−40 минут 1−3 раза в день.
Педагоги стремились донести до родителей тот факт, что сам ребенок не сможет контролировать себя во времени просмотра мультфильмов или игр на компьютере, поэтому контроль полностью ложится на плечи родителей, особенно в дошкольном возрасте. По мере взросления, ответственность постепенно нужно передавать самому ребенку, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник.
А ещё лучше отложить знакомство ребенка с виртуальным миром как можно дальше, до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. Компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное!

Н.И. Луковникова, педагог-психолог
А.А. Рябова, музыкальный руководитель